Фильм, который представлял Бразилию в борьбе за иноязычный «Оскар»
Всего лишь вторая полнометражная картина молодого режиссера Клебера Мендоничи Филхо удостоилась чести сражаться за самый известный кинематографический приз. И хотя ее отсеяли уже на первом этапе, поклонников необычных фильмов, нарушающих стереотипы как сюжетоизложения, так и восприятия, это обстоятельство не должно остановить и смутить. Филхо рассказывает историю, которая случилась в наши дни в полуторамиллионном городе Ресифи (по количеству жителей абсолютно адекватному Новосибирску), называемом туристами «бразильской Венецией». Но исторические достопримечательности этого города, основанного еще в 16-м веке, остаются за кадром фильма, почти все события которого происходят в одном из новых микрорайонов, плотно застроенном многоэтажными домами с видом на океан.
Собственно историей происходящее на экране в течение двух с лишним часов назвать весьма затруднительно. Режиссер (и он же автор сценария) вводит несколько вполне интригующих и самостоятельных сюжетных линий — любви, мести, неудовлетворенности… Однако ни одну из них не доводит до логического конца. Он предъявляет с десяток персонажей, как будто бы в равной степени ему симпатичных. Их обособленные интересы, скрытые от посторонних глаз в стенах собственных квартир, начинают пересекаться, как только в районе появляется охранная фирма, которая вместо обещанного порядка привносит в жизнь своих клиентов дополнительное напряжение. Впрочем, привносит его не столько ЧОП, сколько сам режиссер. Похоже, что его куда больше возбуждают не столько сами персонажи, сколько — форма изложения, отстроенный звукоряд, дающий возможность манипулировать чувствами зрителей, бессознательные страхи и тайные желания, которые двигают людьми, порой помимо их воли...
Вполне исчерпывающий набор мотиваций для того, чтобы вышло небанальное кино, небанальное настолько, чтобы получить среди прочего приз критиков в Роттердаме — на одном из самых радикальных кинофестивалей мира. Филхо постоянно пытается заглянуть тут за границы видимого, что делает это кино не столько реалистичным, сколько именно сюрреалистичным. Свою ощутимую лепту в это вносит прием, заимствованный у Луиса Бунюэля, который любил без предупреждения и обозначения границ переходить в своих картинах из реальности в сновидение, предъявляя зрителю только лишь выход из сна, но не вход в него. С этим приемом связана одна из самых жутких сцен в картине Филхо (да и, пожалуй, не только в ней). 10-летняя девочка, проснувшись среди ночи, видит, как во двор ее дома через ограду лезут темнокожие подростки, ловкие, как обезьяны. Лезут и лезут, и нет им конца. И по мере того, как девочка цепенеет, зрителя вместе с ней охватывает уже не страх, а самый настоящий панический ужас.
Похоже, Филхо что-то имеет против этих ребят, скорее всего, выходцев из местных фавел, которые пару раз попадают в кадр почти безжизненного индустриального пейзажа, заселенного средним классом «новых бразильцев». Знаменитые бразильские трущобы с их высоким уровнем преступности уже не раз привлекали внимание кинематографистов, как местных («Город бога» и «Элитный отряд»), так и иностранных («Форсаж 5»). Филхо транслирует лишь угрозу (и то очень лаконично), которая от них исходит, но и этого оказывается достаточно, чтобы однажды возникшее напряжение уже не покинуло вас до самого конца просмотра. Как и любое другое кино с не очень внятным месседжем, «Звуки вокруг» (так правильнее было бы перевести название на русский язык) вряд ли оставят глубокий след в памяти. Но для киногурманов они могут стать очень даже интригующим ребусом, несколько обескураживающим разве что своей сумбурной развязкой, может быть, самой сумбурной из всех, с какими мне приходилось сталкиваться в кино. Собственно ее одной было вполне достаточно, чтобы пролететь мимо оскаровской номинации.
Однако, несмотря на всю сюрность происходящего на экране, Филхо удалось пробудить нешуточный (и почти нездоровый) интерес к своей стране и к Ресифи в частности. Замечу в скобках, что в этом городе построили один из двенадцати бразильских стадионов, где совсем скоро будет проходить чемпионат мира по футболу. Чем не повод, чтобы туда съездить?..
Фото revistadehistoria.com.br