NGS
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-6°

пасмурно, снег

ощущается как -11

4 м/c,

с-в.

755мм 64%
Подробнее
5 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Развлечения «Соседние звуки»: город бога

«Соседние звуки»: город бога

Бразилия без футбола и без диких обезьян

Фильм, который представлял Бразилию в борьбе за иноязычный «Оскар»

Всего лишь вторая полнометражная картина молодого режиссера Клебера Мендоничи Филхо удостоилась чести сражаться за самый известный кинематографический приз. И хотя ее отсеяли уже на первом этапе, поклонников необычных фильмов, нарушающих стереотипы как сюжетоизложения, так и восприятия, это обстоятельство не должно остановить и смутить. Филхо рассказывает историю, которая случилась в наши дни в полуторамиллионном городе Ресифи (по количеству жителей абсолютно адекватному Новосибирску), называемом туристами «бразильской Венецией». Но исторические достопримечательности этого города, основанного еще в 16-м веке, остаются за кадром фильма, почти все события которого происходят в одном из новых микрорайонов, плотно застроенном многоэтажными домами с видом на океан.

Собственно историей происходящее на экране в течение двух с лишним часов назвать весьма затруднительно. Режиссер (и он же автор сценария) вводит несколько вполне интригующих и самостоятельных сюжетных линий — любви, мести, неудовлетворенности… Однако ни одну из них не доводит до логического конца. Он предъявляет с десяток персонажей, как будто бы в равной степени ему симпатичных. Их обособленные интересы, скрытые от посторонних глаз в стенах собственных квартир, начинают пересекаться, как только в районе появляется охранная фирма, которая вместо обещанного порядка привносит в жизнь своих клиентов дополнительное напряжение. Впрочем, привносит его не столько ЧОП, сколько сам режиссер. Похоже, что его куда больше возбуждают не столько сами персонажи, сколько — форма изложения, отстроенный звукоряд, дающий возможность манипулировать чувствами зрителей, бессознательные страхи и тайные желания, которые двигают людьми, порой помимо их воли...

Вполне исчерпывающий набор мотиваций для того, чтобы вышло небанальное кино, небанальное настолько, чтобы получить среди прочего приз критиков в Роттердаме — на одном из самых радикальных кинофестивалей мира. Филхо постоянно пытается заглянуть тут за границы видимого, что делает это кино не столько реалистичным, сколько именно сюрреалистичным. Свою ощутимую лепту в это вносит прием, заимствованный у Луиса Бунюэля, который любил без предупреждения и обозначения границ переходить в своих картинах из реальности в сновидение, предъявляя зрителю только лишь выход из сна, но не вход в него. С этим приемом связана одна из самых жутких сцен в картине Филхо (да и, пожалуй, не только в ней). 10-летняя девочка, проснувшись среди ночи, видит, как во двор ее дома через ограду лезут темнокожие подростки, ловкие, как обезьяны. Лезут и лезут, и нет им конца. И по мере того, как девочка цепенеет, зрителя вместе с ней охватывает уже не страх, а самый настоящий панический ужас.

Похоже, Филхо что-то имеет против этих ребят, скорее всего, выходцев из местных фавел, которые пару раз попадают в кадр почти безжизненного индустриального пейзажа, заселенного средним классом «новых бразильцев». Знаменитые бразильские трущобы с их высоким уровнем преступности уже не раз привлекали внимание кинематографистов, как местных («Город бога» и «Элитный отряд»), так и иностранных («Форсаж 5»). Филхо транслирует лишь угрозу (и то очень лаконично), которая от них исходит, но и этого оказывается достаточно, чтобы однажды возникшее напряжение уже не покинуло вас до самого конца просмотра. Как и любое другое кино с не очень внятным месседжем, «Звуки вокруг» (так правильнее было бы перевести название на русский язык) вряд ли оставят глубокий след в памяти. Но для киногурманов они могут стать очень даже интригующим ребусом, несколько обескураживающим разве что своей сумбурной развязкой, может быть, самой сумбурной из всех, с какими мне приходилось сталкиваться в кино. Собственно ее одной было вполне достаточно, чтобы пролететь мимо оскаровской номинации.

Однако, несмотря на всю сюрность происходящего на экране, Филхо удалось пробудить нешуточный (и почти нездоровый) интерес к своей стране и к Ресифи в частности. Замечу в скобках, что в этом городе построили один из двенадцати бразильских стадионов, где совсем скоро будет проходить чемпионат мира по футболу. Чем не повод, чтобы туда съездить?..

Фото revistadehistoria.com.br

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления