18 сентября суббота
СЕЙЧАС +10°С

«Стена»: женщина в тисках

Принудительный дауншифтинг

Поделиться

Поделиться

Сегодня я расскажу об очередном «неудачнике», оставшемся за пределами финальной пятерки номинантов. Однако этот факт ничуть не умаляет достоинств картины, которую австрийский оскаровский комитет посчитал самым достойным претендентом на почетную награду.

В доме, хорошо скрываемом альпийскими горами, живет одинокая женщина, ведущая дневник, из которого мы узнаем ее странную и в чем-то даже страшную историю. Приехав сюда вместе с парой пожилых друзей, отправившихся однажды в соседнюю деревню, она, обеспокоившись их отсутствием на следующий день, начала поиски. Однако во время торопливого передвижения по горной дороге женщина вдруг натолкнулась на невидимую преграду. Так она впервые обнаружила прозрачную стену, отделившую ее от мира в замкнутом пространстве. Все последующие попытки выбраться за пределы незримой тюрьмы, ограничивающей свободу, не принесли положительного результата…

Обратившись к давнему роману немки Марлен Хаусхофер, режиссер Юлиан Пельслер (до того двадцать лет проработавший на ТВ и решившийся, наконец, дебютировать в большом кино) очень долго и тщательно готовился к своему дебюту. Целых семь лет он посвятил работе над сценарием и еще три непосредственно производству фильма. Факт, что книга была написана в 1963-м — всего через два года после воздвижения берлинской стены, невольно навязывал трактовку этой истории. Однако аллегория, используемая в картине, оказалась не столько прозрачной, сколько абстрактной, по крайней мере, для того, чтобы провести какие-то параллели с раскладом в немецкой геополитике 60-х.

Режиссера (и его героиню) не особенно интересует, какая невидимая сила — кто или что? — стоит за невидимой глазу преградой, а куда больше волнует трансформация личности, оказавшейся в безвременье. Лечение уставшей души одиночеством сопрягается с философскими исканиями середины прошлого века и развивается «по понятиям», обусловленным такими течениями, как «трансцендентность» и «экзистенциальность». А озвученная рефлексия главной героини, воспроизводящей вслух записи из своего дневника, как нельзя лучше соответствует серьезности художественного замысла. В идейном посыле ленты можно увидеть все более актуальную сегодня тему отказа от навязываемых обществом целей — общепринятых благ и накопления материального капитала. Главная героиня, изгнанная из цивилизации, становится в итоге естественным человеком, связавшим свою жизнь с природой, — животными и растительным миром.

«Стена» предлагает взглянуть на то, как может повести себя человек, лишенный привычных опор, предлагаемых социумом. По мысли Пельслера, он может обнаружить свое «я» не в протесте против случившегося с ним произвола, а в смирении с предлагаемыми обстоятельствами и полном принятии. Фильм дрейфует в пространстве, рамки которого обозначили такие значимые романы, как «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Женщина в песках» Кобо Абэ. Последний, кстати, был написан всего на три года раньше книжки Хаусхофер. А если внимательно ознакомиться с библиографией японского писателя, то можно обнаружить там почти одноименную повесть — «Стена. Преступление S.Кармы» (1951).

С какого-то момента неоднозначный философский подтекст начинает сменять незамутненная и неотягощенная туманными трактовками вариация новой робинзонады. С характерной для немцев педантичностью Пельслер разворачивает на экране психологический эксперимент, в котором в подробностях отслеживает особенности поведения человека, оказавшегося в изоляции. Мы видим, как поэтапно меняются чувства героини — от протеста и неприятия случившегося до смирения со своей участью и проявления силы духа, вместе с которой в ее жизнь приходит умиротворение. Оказалось, что ограничение потребностей до уровня самых естественных нужд, проповедуемое Дефо в эпоху Просвещения, оказалось вполне жизнеспособным и сегодня, обретя ныне формат такого новомодного движения, как «дауншифтинг».

Пельслер, выросший в горной деревне, был одержим экранизацией этого романа долгие десять лет. Однако, реализовав замысел, он отнюдь не утратил к нему интереса и в настоящее время работает над продолжением, в котором на первый план должна выйти тема обострившегося до предела индивидуализма. Несмотря на то что в России «Стена» была показана дважды — в рамках фестивалей «Новое кино Австрии» и «Новое кино Германии», в кинозалах картину видело крайне ограниченное число зрителей. И единственную возможность восполнить упущенное сегодня предоставляет только интернет.

Фото arthousetraffic.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...