Реклама
СЕЙЧАС -8°С
Все новости
Все новости

Киноитоги-2013: кого хочет женщина

13 главных фильмов года, которые нужно посмотреть за январские праздники — от Гэтсби и Карениной до ужасов, меняющих вас навсегда

Поделиться

Новогодние каникулы — время наверстывания культурно упущенного за год, включая и кино. Помочь с его выбором могут составляемые всеми, кому не лень, списки лучших фильмов года — на свой вкус такую подбирает и НГС.РЕЛАКС. Неожиданным образом из десятки самых заметных — кассовых, обсуждаемых, награжденных, просто отличных — фильмов года складывается общий образ. Главный герой кино-2013 — женщина. Ученый, представляющий микромодель человечества в космосе («Гравитация»). Молодой раздолбай («Милая Фрэнсис»). Агент, уничтоживший Бен Ладена (не в десятке, но все равно отличная «Цель номер один»). Первый, так сказать, мужчина, воспитывающий в юной героине чувства и чувствительность («Жизнь Адель»). Всё это роли традиционно мужские — но в главных фильмах года их играют женщины.

«Великий Гэтсби». Экранизация романа Ф.С. Фитцджеральда о загадочном богаче, который свел с ума Нью-Йорк своими дикими вечеринками — только чтобы на их треск и блеск однажды пришла девушка, которую он любил всю жизнь. В Леонардо ДиКаприо можно было разглядеть подрастающего Гэтсби, еще когда он тонул с «Титаником». Поставщик незабываемого голливудского китча (так больше никто нынче и не умеет) Баз Лурман изображает свингующие 1920-е с феерическими спецэффектами и остромодной музыкой — от Ланы дель Рей до Бейонсе. Отчаянная попсовость «Великого Гэтсби» выглядит нахальством по отношению к классике, но на самом деле растет из сути самого романа. Вероятно, на домашнем экране «Гэтсби» будет не так потрясающ как в кинотеатре. Что ж, Гэтсби просто купил бы мультиплекс.

«Анна Каренина». Стоящий за этой британской постановкой драматург Том Стоппард знает русскую культуру несколько глубже, чем возмущенный «тупым американским фильмом» российский зритель, помнящий со школы преимущественно, что это — про то, как шикарная дама сигала под паровоз. Анну играет (нетипично) ее ровесница Кира Найтли; окружающая ее Россия XIX века — условное пространство то ли сна, то ли театра, акценты слегка смещены с терзаний героини на исследование умонастроений места и времени.

«Тихоокеанский рубеж». Мексиканский профессор анатомии чудовищ Гильермо Дель Торо мог бы снять нам «Хоббита», но выпал из проекта. Зато снял вдохновленное японскими годзиллами и анимэ кино о том, как атакованное монстрами из морских глубин человечество придумывает непрактичное, но дико зрелищное оружие возмездия: гигантских человекоподобных роботов. Управляющие ими пилоты — что-то среднее между почти святыми героями и капризными рок-звездами. «Тихоокеанский рубеж» — кино полярных оценок. Приняв правила игры, в него влюбляешься, не приняв — требуешь деньги назад.

Поделиться

«Рай: надежда». Заключительный фильм трилогии австрийца Ульриха Зайдля о женщинах в состоянии дикой тоски: девочка-подросток в летнем лагере неуклюже соблазняет доктора, лечащего ее от ожирения. Вызывающее в зале неловкий смех, кино при всей его предельной телесности и жестокости к персонажам оказывается на редкость — без сентиментальности и душекопательства — гуманистичным.

«Охота». В драме датчанина Томаса Винтерберга воспитатель детсада обвинен в педофилии, родной городок обрушивает на него вначале презрение, а потом нарастающее насилие. Фильм же вовсе не о педофилии, а о механизмах того, как из множества человеческих индивидуумов (одними движет наивность, другими — праведный гнев и благие намерения и, в общем-то, немногими — манящий запах беззащитной «легальной» жертвы) собирается чудовище.

«Акт убийства». Документальная лента (среди продюсеров — бог такого кино Вернер Херцог) в наш прокат не выходила, но по миру прошла именно в 2013 году. Это самый страшный фильм года. «Акт убийства» исследует репрессии против «коммунистов» в Индонезии 60-х годов — на основе интервью с исполнителями казней. В фильме нет слов раскаяния — бодрые улыбчивые пенсионеры охотно рассказывают о своей работе («вначале было слишком много крови, но потом я стал использовать леску»); инсценируют казни на камеру и пересматривают с внуками. «Акт убийства» шоковым эффектом близок к сенсационному роману «Благоволительницы» — он также ставит перед дилеммой: невозможно отвести глаз, хотя мучает вопрос «зачем я это смотрю (читаю), ведь я после этого не буду прежним?».

Поделиться

«Гравитация». Напрашивается на титул «лучшей научной фантастики года». Но, не считая естественных для кино допущений и попущений, фантастики там нет. Есть будни космонавтов на орбите и авария, после которой начинается борьба за последний глоток кислорода, за тросик, который может удержать от вечного полета в черное никуда. Как и «Дитя человеческое» того же Альфонсо Куарона, «Гравитация» насыщена метафорами и рефлексией насчет судеб человечества, — но остается при этом гвоздящим к креслу кино.

«Гонка». На фоне серьезных лауреатов эта крепкая и круглая, как шлем гонщика, спортивная драма о пилотах «Формулы-1» может выглядеть простовато. Но она очень лихо передает одержимость скоростью, а стоящая за ней реальная история — ужасно трогает.

«Милая Фрэнсис». Комедия взросления, в которой, в общем-то, ничего не происходит — только неловко и вдохновенно протекает жизнь 27-летней танцорши (откровенно не состоявшейся): она бегает по черному-белому Нью-Йорку, скучает по куда-то отдалившейся подруге, ходит на вечеринки и барахтается в квартирном вопросе. Зато она живая и настоящая, кино — хрупкое и трогательное, и вообще есть подозрение, что оно из тех, которые когда-нибудь будут вызывать восхищение тем, как в них передан дух времени.

«Жизнь Адель». Лауреат Канн, кино о любви старшеклассницы и богемной девицы чуть постарше. Прославилось длиннющей сценой секса: искушенные критики признавались, что отродясь такого не видели. История «Адель» — очень наглядный пример того, как быстро меняется европейский мир. Французский режиссер тунисского происхождения Абдельлатиф Кешиш два первых фильма снял про мигрантов, третий — о связи двух коренных француженок. При этом «Жизнь Адель» тоже не «политкорректное» кино про лесбиянок, а просто кино про первую любовь и вечные социальные штуки (когда оказывается, что у тебя и твоего партнера в детстве в родительских библиотеках были разные книжки и это очень мешает).

Что касается российского кино, то сколько бы насмешек ни перепало «Сталинграду», но он не просто стал окупившим себя российским высокобюджетным проектом, а вообще самым кассовым фильмом года в нашем прокате. Другое дело, что «Сталинград» ирреальностью происходящего напоминает компьютерную игру, а люди, которым могло вообще прийти в голову, что его отберут в оскаровский список, вызывают некоторое сочувствие. Ну а больше всего теплых слов от публики в этом году досталось хоккейной драме, основанной на биографии Валерия Харламова, «Легенда № 17» и экранизации романа о неприкаянном интеллигенте «Географ глобус пропил».

Справка: Самые кассовые фильмы года в российском прокате: «Сталинград», «Железный человек-3», «Тор-2», «Гадкий я-2», «Форсаж-6», «Легенда № 17», «Семейка Крудс», «Оз, великий и ужасный», «Война миров Z».

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter