В городе завершается показ фильма, где свою 112-ю роль сыграла Катрин Денев
Бетти, одинокая вдовствующая владелица небольшого уютного ресторанчика (живущая с престарелой матерью, которая контролирует каждый шаг уже далеко немолодой дочки, к тому же только что потерявшей любовника, переориентировавшегося на молодежь), выходит во время рабочего дня за сигаретами, чтобы уже не вернуться обратно. По крайней мере, не вернуться обратно на протяжении этого фильма. Если вы подумали, что 68-летняя (на момент съемок) Денев играет тут маму Бетти, то вы ошиблись. Денев играет ее саму. Сколько лет маме по фильму, авторами не уточняется из соображений корректности. Но исполняющей ее актрисе Клоди Жансак во время съемок было 85. И выглядит она более чем достойно — хоть замуж выдавай.
Похоже, французы всерьез взялись за третий (и даже пост-третий) возраст: только что по нашим экранам прошел ромком «Лучшие дни впереди», где 64-летняя Фанни Ардан крутила левый роман с молодым бойфрендом, и вот за дело взялась главная примадонна французского кино. Но еще годом раньше дальше всех пошла, доведя ситуацию до абсурда, 48-летняя Ноэми Львовски, сыгравшая в своем фильме «Камилла раздваивается» 15-летнюю девочку-подростка в период пубертатного взрыва. Карнавал в Рио-де-Жанейро отдыхает… У меня, во всяком случае, глаза сворачивались в трубочку, когда я смотрел, как Львовски дефилирует в подростковых юбочках сильно выше колен. В общем, с француженками что-то явно происходит. Только у некоторых хватает вкуса отражать происходящие изменения в границах приличия, а у других — нет.
Денев всегда славилась хорошим вкусом, и данный фильм, названный в оригинале почти пафосно «Она идет», в полной мере это демонстрирует. Путешествие Бетти за сигаретами превращается в путешествие по стране, а в аллегорическом смысле — по ее собственной судьбе. Режиссер Эмманюэль Берко сделала все, чтобы Денев было хорошо и уютно, как и тем зрителям, которые пришли на нее посмотреть. Судя по их количеству, поклонников у Денев в России осталось не так уж и много (равно как и в сегодняшней Франции, где фильм показал сравнительно скромные сборы). Два десятка, по преимуществу зрительниц, сидевших вместе со мной на сеансе в «Победе», были в основном намного моложе главной героини.
Берко, ранее засветившаяся в весьма рискованных и эпатажных проектах (фильм «Клеман» рассказывал об интимных отношениях 13-летнего мальчика и взрослой женщины, а «Студентка по вызову» — даже не будем уточнять, про что…), на этот раз наступила на горло собственной песне и сделала все, чтобы никоим образом не спровоцировать ненужный интерес к основной фигурантке. Ну, если, конечно, не считать провокацией то, что Денев постоянно курит в кадре. И не поймешь: то ли она рекламирует какой-то табачный бренд, то ли пытается досадить поклонникам здорового образа жизни и антитабачного законодательства, заставившего Бетти отправиться ради пачки сигарет чуть ли не на край света.
Но, полагаю, Денев, осталась довольна этой работой, тем более что ничего особенного ей здесь делать не пришлось. Какие бы перипетии ни подсовывал сценарий героине, жизнь француженки (да, надо полагать, не только француженки) наполняется смыслом и чувствами только тогда, когда в поле ее физики появляется интересный мужчина. Собственно, последние десять минут картины, олицетворяющие этот постулат в полной мере, стоят ста предыдущих. И это наводит на пространное размышление, что француженка без любви (да, надо полагать, не только француженка) — существо малоинтересное и пресноватое, за которым наблюдать, даже в исполнении примадонны, не составляет особого и уж тем более исключительного удовольствия. Лично для меня во всяком случае. Но как только возникает химия или хотя бы ее имитация, сразу же появляется нечто большее, чем просто кино.
«Мир принадлежит молодым» — этот тезис, еще не ушедший у нас с повестки дня по причине как-обычной инертности мышления, в Европе давно устарел, ибо мир там с некоторых пор принадлежит уже совсем другим. Во что это может вылиться (и наверняка скоро выльется) у нас, как раз и можно наблюдать в картине, где поездка пожилой дамы за сигаретами оборачивается путешествием в поисках счастья. Которое, как выясняется, никогда не бывает запоздалым.
Фото fransefilms.nl