Кто бы поверил еще совсем недавно, что в наше время будут автоматными очередями выходить в прокат боевики, в которых всем героям перевалило за шестьдесят? В этом жанре «бешеные дедки, беспечные бабки» вышедшая пару лет назад история про агентов ЦРУ на пенсии «РЭД» (с Брюсом Уиллисом в качестве туза и несколькими именитыми актерами — в качестве козырных королей и королев) выглядела чуть ли не самой свежей и забавной. Теперь же вышел сиквел, в котором бешенства и беспечности прибавилось. Чуть ли не треть фильма происходит в московском Кремле — там герои обнаруживают угрозу человечеству и ликвидируют ее нечеловеческими усилиями (герою Джона Малковича, например, приходится полфильма ходить в красно-белой расписной форме Bosco с надписью Russia на спине).
Справка: «РЭД-2» (RED 2; США, 2013) — сиквел фильма «РЭД» 2010 года; комедийный боевик о том, как престарелые агенты спецслужб возвращаются с пенсии для решения проблем, которые больше никому не по зубам. Реж. — Дин Паризо. В ролях: Брюс Уиллис, Джон Малкович, Кэтрин Зета-Джонс («Чикаго»), Ли Бен Хон («Хороший, плохой, долбанутый»), Хелен Миррен («Королева»). Бюджет — 84 млн долл. 100 мин. 12+
Вынесенная в название аббревиатура Retired Extremely Dangerous, «Особо опасные пенсионеры», довольно исчерпывающе описывает, о чем это кино. От других фильмов про стариков-разбойников (от «Неудержимых» до рядами восстающих из небытия героев Сильвестра Сталлоне) «РЭД» сразу приятно отличало то, что это — не ностальгическое кино. Не шестое или седьмое продолжение боевика 80-х годов, а экранизация комикса. И артисты в нем не достали из сундучка показать внукам свою главную в жизни роль мистера мускула, а наоборот — просто дурачатся в перерывах между более весомыми художественными высказываниями. Брюс Уиллис же из крутых парней никогда не уходил, а только становился все более ядреным.
Итак, в новом фильме отставной агент ЦРУ Фрэнк Мозес (или попросту Брюс Уиллис) предается радостям мирного быта с простушкой из пенсионного фонда, которую он обхаживал (таская за собой связанную и с заклеенным ртом и отстреливаясь) в прошлом фильме. Он уже несколько месяцев никого не убивал, поэтому все за него немножко беспокоятся. Но беспокоятся зря: вскоре на заднем плане что-то взрывается, начинается суета, какие-то компрометирующие документы всплывают на «Викиликс», на героя начинают охоту все мировые спецслужбы, а также киллер-кореец, способный убить человека сложенной салфеткой. Мозесу бы прилечь на дно и немного поспать.
Собственно, все вышеизложенное не особо важно как с точки зрения зрителя, так, похоже, и для сценаристов. Важно одно: огнестрельный капустник, начавшийся в первом «РЭД», продолжается. Хозяин вечеринки Брюс Уиллис делает то, что ему удается лучше всех на свете (обаятельно улыбаясь, потирает лысину, ушибленную упавшим потолком или в разминочной схватке с ротой солдат). Вокруг дурачатся другие замечательные люди: агент-параноик в исполнении Джона Малковича нацепляет дурацкую маскировку и таращит глаза; агент-провокатор в исполнении семидесятилетней гранд-дамы Хелен Миррен то элегантно управляется с винтовкой, то пародирует репертуар актрисы, ловко выдавая себя за городскую сумасшедшую в короне из фольги. В новом фильме их компанию пополнили безумный ученый в исполнении Энтони Хопкинса и нарядная русская шпионка Катя в исполнении Кэтрин Зеты-Джонс — бывшая любовь агента Мозеса, сразу парализующая его волю нетоварищеской глубины поцелуем.
Мэтры — опять же в традициях первого «РЭД» — валяют свою комедию буйно и не боясь переиграть (а это именно то, чего публика обычно и ждет от признанных гениев).
Во втором «РЭД» стало меньше разговоров — и больше действия: взрывов, погонь и потасовок.
Уиллис раздает тумаки направо и налево, корейский наемник, с безупречностью костюма которого может поспорить только безмятежность выражения его лица, отбивается дверцей от холодильника от двух десятков русских полицейских.
Россию, кстати, хоть и изображают тут в золоченых традициях зарубежных боевиков (хмурая, военизированная, в мехах), но несколько доброжелательнее, чем обычно. И с пониманием тонкостей этикета: спутница Мозеса, переодетая в российскую форму, чтобы стоять на стреме, пока остальные копаются в кремлевских тайнах, учится местному выражению лица, хмурея на глазах и стягивая уголки рта к ключицам.
Собственно, возлюбленная героя — провинциальная служащая средних лет — единственная в этом фильме, у кого есть история и развитие персонажа, а не просто забавная сюжетная функция, как у остальных. Стоит поучиться у нее ярости и запалу, с которыми ее героиня выбирается из удушливых клише «курицы-подружки, которую герой спасает от террористов». Впрочем, идея взять в герои боевика пенсионеров тоже еще недавно была вызовом клише — а теперь сама в них превращается.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru