Дело «Людей в черном» (ушедших в отгул) и «Охотников за привидениями» (оставшихся где-то в ящике с игрушками и прочими детскими воспоминаниями) продолжает «Призрачный патруль». Главный герой — убитый на задании молодой коп Ник — обнаруживает себя не стучащим в двери рая, а сидящим на неудобном стуле в загробном полицейском участке. Там ему предлагают — в обмен на хорошие рекомендации на Страшном суде — продолжить службу посмертно. В Призрачном патруле.
Справка: «Призрачный патруль» (R.I.P.D.; США, 2013) — комедийно-фантастический боевик, в котором умершие полицейские продолжают служить закону и в загробном мире. Реж. — Роберт Швентке («РЭД», «Жена путешественника во времени»). В ролях — Джефф Бриджес («Большой Лебовски»), Райан Рейнольдс («Козырные тузы», «Зеленый фонарь», «Погребенный заживо»). Бюджет — 130 млн долл. 96 мин. 12+
Призрачный патруль — убитые полицейские, посланные назад, в мир живых, — должны выслеживать и отправлять в ад «дохляков». Дохляки — это умершие, которые скрывают свою смерть и отказываются покидать земную жизнь, опасаясь загробного возмездия. Ну или просто потому, что на том свете, скажем, не играют в бейсбол.
В напарники Ник получает бывалого копа — члена Призрачного Патруля аж с XIX века, носителя культуры и нравов Дикого Запада, вплоть до шляпы и засаленного шейного платка. Пока напарники тешатся бранью («Маловато народу, а?» — спрашивает старший у младшего, наблюдающего за собственными похоронами), дохляки устраивают заговор против всего живого. Грядет очередной апокалипсис.
«Призрачный патруль» уже издалека трудно принять за изощренно новаторский проект. Ясное дело: «Люди в черном» встречают «Охотников за привидениями» на складе клише полицейских боевиков, где-то тут же пролетает «Ночной дозор» и легион ему подобных. Рядышком витает и «Призрак» (тот, старый, где дух героя Патрика Суэйзи печально блуждал вокруг Деми Мур). Вообще сложилась забавная ситуация — современный кинозритель незаметно погрузился в густо мифологическую реальность, в которой он окружен призраками и чудищами и из которой его предки, казалось бы, выбрались в более реалистический мир аж столетия назад. Когда вы в последний раз смотрели на большом экране, скажем, боевик про полицейских, в котором не фигурировали бы зомби и инопланетяне, вампиры и оборотни, ведьмы и домовые и прочие хроники паранормального?
Собственно, ожидания насчет того, что «Призрачный патруль» — кино по готовому шаблону, полностью подтверждаются. Разве что несколько неожиданным оказывается последовательная и, видимо, намеренная старомодность и наивность в духе кинематографа эпохи видеокассет.
Соответственно, несмотря на внушительный бюджет, дохляки — распухнувшие тела с разверзнутыми пастями — выглядят игрушечными и вовсе не жуткими: примерно как в мультиках. Примерно так же поставлена (несмотря на внушительный бюджет) финальная решающая схватка.
И проработка самой истории (даже со скидкой на то, что это фантастическая комедия), и режиссура выглядят слегка расхлябанно. Например, одна из сквозных шуток фильма — то, что
сами призрачные патрульные видят себя (и друг друга) такими, какими были при жизни, а живые люди видят их в выданных им на полицейском складе обличьях: в рамках явной дедовщины молодой и симпатичный Ник стал лысоватым китайским пенсионером, а его бравый напарник — грудастой блондинкой.
Это порождает бездну неловких ситуаций типа отповеди седобородого рейнджера какому-то пижону: «Я не кусок мяса, созданный для твоего удовольствия. Я — женщина, уважай меня. Иначе я тебя кастрирую как трехлетнего бычка». Проблема только в том, что между личинами героев кино переключается, когда возникает необходимость в очередной хохме, довольно неграциозно. Примерно так же неловко состыковывается логика истории.
При всех этих претензиях, по сути, «Призрачный патруль» лично мне не показался совсем уж провальным или категорически не рекомендованным к просмотру. Во-первых, он не затянут, что в последнее время стало редкой добродетелью для блокбастеров. Во-вторых, в нем достаточно смеха и абсурда, чтобы разумные полтора часа прошли без скуки и сонливости. В-третьих, народный любимец Джефф «Лебовски» Бриджес как обычно оттягивается в кадре по полной. Кроме того, некоторая наивность в духе хитов эпохи видео, скорее, настраивает на доброжелательно-ностальгический лад, чем раздражает. И, наконец, при общей неоригинальности сюжета суть проблемы в нем выглядит, скорее, непривычно и могла бы — если бы не общая легковесность и незамысловатость фильма — стать настоящей социальной сатирой. Зло тут — не сексуальные вампиры и мужественные оборотни, не коварные пришельцы, а так — «дохляки». Скверное прошлое, цепляющееся за настоящее и просто по своей сути незаметно отравляющее все вокруг; этакая «банальность зла» в пересказе для двенадцатилетних.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru