NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +4

3 м/c,

сев.

758мм 36%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Развлечения «Вторые»: о том, если бы был шанс заново прожить совсем другую жизнь

«Вторые»: о том, если бы был шанс заново прожить совсем другую жизнь

Кино о смысле, счастье и деньгах, в которых этого всего нет

С подачи Славоя Жижека, который в своем новом «Киногиде извращенца» прошелся по двум десяткам значимых и не очень фильмов мирового кино, выискивая в них идеологическую подоплеку, я обнаружил как минимум одно белое пятно в своем образовании. Это фильм 1966 года «Вторые», который я, как выяснилось, не видел. Наверстывая упущенное, я все-таки посмотрел эту картину спустя почти полвека после ее появления.

Добившись высокого уровня материального благосостояния, банкир Артур Хэмилтон потерял что-то очень важное. Пожалуй, даже самое главное — смысл жизни и счастье, с которым нам так хочется отождествлять самих себя. От этого он начал испытывать все нарастающую тоску, одиночество, отчуждение, в том числе и от собственной супруги, а также депрессию и экзистенциальный страх. Воспользовавшись его положением, некая «прогрессивная», но при этом тайная организация сделала Хэмилтону предложение, от которого не советовала отказываться. В буквальном смысле ему предложили прожить другую жизнь. Артур не без колебаний согласился и после операционного вмешательства превратился в художника-красавчика Тони Уилсона. Однако довольно скоро он разочаровывался и в своем новом беззаботном существовании…

В обширном творческом наследии Джона Франкенхаймера, чья фильмография насчитывает более сорока только режиссерских работ, Seconds (иногда у нас переводят как «Секунды», но речь здесь идет именно о товаре второго сорта) не относятся к главным достижениям. Нельзя сказать, что все остальные работы Франкенхаймера были исключительно шедеврами, как и то, что данный фильм получился слабым. Но, по крайней мере, спустя 47 лет после премьеры эта выразительная экспрессионистская антиутопия не выглядит таким уж откровением и, по моим представлениям, остается в тени других своих лент-ровесников.

Рассуждая о недолгожительстве фильмов, я нахожу, что главным камнем преткновения, не позволяющим им выдержать испытание временем, является «запечатленное время», которое, в отличие от литературного текста, визуально и не дает разгуляться фантазии зрителя. Будучи прикованным к устаревшей картинке, он находит в ней либо мало, либо совсем ничего общего с тем миром, который его окружает в данный момент. А это существенно мешает отождествлению с персонажами, а значит, слабо способствует погружению в кинематографическую стихию.

Почему же тогда иногда получается так, что критики/киноведы называют шедеврами те работы, в отношении которых обычный зритель делает кислую мину. Просто они, будучи людьми более насмотренными и, как результат, более искушенными, в соответствии с уровнем компетенции и профессионализма способны видеть еще и контекст. Чаще всего именно он определяет значимость того или иного фильма, а не уровень эмоционального подключения, которым, как правило, руководствуются зрители.

Если у новых фильмов контекст просматривается с трудом (с ними — как со старыми вещами: прежде чем выбросить, надо, чтобы они как следует отлежались), то со старыми, вне зависимости от того, смотришь ты кино в первый раз или пересматриваешь, все время рассматриваешь их в контексте. Одни картины с годами окончательно дряхлеют, но некоторые неожиданно набирают силу и свежесть. Эти иногда необъяснимые иерархические перемещения с течением лет могут если не перевернуть вверх ногами табель о рангах, то, по меньшей мере, внести в нее серьезные коррективы.

Так что же Seconds? Несмотря на вечно актуальную тему, Франкенхаймер, мне показалось, слишком заметно игнорировал психологию, без чего стремительное желание Тони Уилсона вернуться к прежней жизни выглядит каким-то слишком скоропалительным, подрывая доверие, а следом и интерес к фильму в целом.

Но зато по ходу просмотра у меня одна за другой всплывали ассоциации с другими фильмами 1966 года. То с «Чужим лицом», оперативно снятым по роману Кобо Абэ, то с «Персоной» Бергмана, то с экранизацией Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту», то с репрессированным советской цензурой на целых 5 лет «Андреем Рублевым». Во всяком случае, языческий праздник Ивана Купалы, увиденный Тарковским, невольно перекликнулся с праздником вина, превращенным Франкенхаймером в разнузданную оргаистическую мистерию. Как не трудно заметить, Seconds встраивается в очень даже впечатляющий контекст. А поскольку все эти фильмы снимались в один год, трудно заподозрить постановщика в торговле секонд-хендом: похожие идеи именно что носились в воздухе, будоража сознание режиссеров на разных континентах

Полагаю, что некую роль в идейной направленности Seconds сыграла и опубликованная в 1964 году на Западе книга Кришнамурти «Подумайте об этом», где ниспровергаются убеждения о том, что спасения можно достичь деньгами и успехом, так как погоня за ними приводит лишь к увеличению страданий. Сейчас, как и тогда, многие непременно хотят быть кем-то, но парадоксальным образом такая установка плодит все новых посредственностей. Артур Хэмилтон понял это лишь после того, как стал Тони Уилсоном.

Андрей Малов

Фото screentrek.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления