28 октября среда
СЕЙЧАС +2°С

ВСЕ КОММЕНТАРИИ (14)

cats_shudder
21 мая 2013 в 20:19

С другой стороны, возможно, если эти книги запретят - то тогда их и начнут читать. Запретный плод же ж :) По моим школьным воспоминаниям, уроки литературы скорее отбивали интерес к классике, чем наоборот. И как же я радовалась, что успела прочесть бОльшую часть книг задолго до их "изучения" в школе. А Салтыкова-Щедрина можно хоть сейчас запрещать наглухо. Точно все читать начнут. У него каждое слово почти про сегодняшнюю реальность. Ничего не изменилось.

ОТВЕТИТЬ
Читающий
22 мая 2013 в 00:02

по поводу "Мастера и Маргариты":
Я согласен с изъятием из школьной программы этой сложнейшей книги Булгакова. Не стоит её "надкусывать" в школе. Ведь у нас не существует до сих пор традиции академического булгаковедения. Нет академического издания сочинений Булгакова. Нет общепринятой в профессиональной среде трактовки этого произведения. А если даже этого нет, зачем сваливать этот сложнейший текст, этот сложнейший труд его толкования на детей и бедную Марию Ивановну, школьную учительницу.

ОТВЕТИТЬ
22 мая 2013 в 12:58

хотя, у нас и дурные уроки по литературе были - мы пересказывали содержание текстов, без разбора "что же символизирует старый дуб в "ВиМ" Л.Н.Толстого, что обычно делается (по словам моих нынешних друзей-знакомых), но я до сих пор не считаю что мы что-то недополучили.
причем пересказ был не концептуальный, а приветствовалось наиподробнейшее, по главам (да, да, и войну и мир мы целую четверть первый том пересказывали).
я прочла весь список рекомендованной литературы. не сказала бы, что мозг от этого опухал. Сейчас многое перечитываю, основываясь на тогдашних своих представлениях (либо помню что - шло хорошо и хочу еще раз получить удовольствие, либо если случается резонанс моих воспоминаний со мнениями интересных мне людей - чисто из любопытства, убедиться в своей точке зрения).
Конечно, осознание одного и того же материала "тогда" и "сейчас" отличается.

Да, обломовщины, нигилизма, безысходности какой-то полно. Но, что любопытно, это я отметила уже при взрослом пере-прочтении материала.
Это как сказки, на которых сама выросла, сейчас деткам читаешь - волосы дыбом встают!!! а тогда ничего, засыпали под такое и казалось все очень интересным и радостным.

Но, что-либо запрещать я б не стала.
Намного лучше, когда есть рядом авторитетный человек, который сможет заинтересовать в списке 'must read', а так же подсказать, направить к интересным авторам, стОящим произведениям и за рамками школьной программы.

23 мая 2013 в 10:22

Сначала книги запрещают читать, а потом те, кто эти книги не читал, их жгут... Чем все это кончается, известно из уроков истории, которую, кстати, тоже в который раз хотят переписать.

23 мая 2013 в 18:15

По прочтении этого материала почему-то вспомнился фильм "Два дня" с Бондарчуком в роли ответственного работника министерства культуры и его застольный разговор про русскую литературу. Всё один-в-один. Впрочем, параллели с "Историей города Глупова" также прямые. Откуда Михаил Евграфович всё ЭТО знал?!

Фото пользователя
23 мая 2013 в 20:47

Да, согласен, надо запретить детям всю классику... хоть почитают что-то, ибо, как кто-то уже высказался выше, запретный плод манит :). А вообще, не проще ли разбить курс литературы на литературные жанры и пусть дети читают и пьесы Мольера, и поэзию Шекспира, и драмы Горького и исторические романы Толстова и Дрюона (этого страршекласникам :)), и детсткую беллестристику Крапивина, и фантастику "классика" Азимова, "нововолниста" Желязы и Стругацких (благо у них есть и не слишком загруженные произведения). Вообщем не проще ли создать курс литературы объединенный по жанрам и эпохам (и развитию литературы как искусства), а не по иделогической сотавляющей.

Фото пользователя
27 мая 2013 в 11:52

Может быть поставить вопрос ИНАЧЕ? Просто скорректировать программу? И сделать грамотный выбор. А не винегрет.
Я против фантастики Стругацких и западных фантастов в школе, а вот Крапивина было бы неплохо включить.
Да и классика у нас русская весьма разнообразна. Лескова обязательно надо представить большим количеством произведений.
Мастер и Маргарита не для детских умов.
Войну и мир я бы из школьной программы вообще бы убрал.
И потом - те оценки героев и самих произведений, которые были в СССР на уроках литературы, и то, что есть на самом деле - совсем разные вещи.
Я бы дополнил уроки литературы фильмами по мотивам произведений. Обломов - прекрасное произведение о весьма распостраненном типе русского человека. И фильм Михалкова великолепен.
Проблема не в классике, а в неграмотном преподавании литературы.
Сам учитель литературы не интеллектуал, зачастую человек далекий от русской культуры и не имеющий религиозного образования, и, посему, не имеющий религиозных взглядов. А без этого - все его уроки - пусты.

31 мая 2013 в 11:01

У нас к 11 классу на лето было два списка литературы 20 века: "обязательной" и "по желанию". В том, что по желанию, были весьма неоднозначные произведения - про гражданскую войну, про ВОВ, лагеря. Я читала все это и волосы шевелись, если честно. Мне потом учительница сказала, что эти книги действительно тяжело читать - чисто психологически тяжело. Однако, я не жалею, что прочитала их. С тех пор к выбору художественной литературы подхожу очень тщательно и очень ценю хорошую литературу.

MargariTTa
6 июн 2013 в 08:40

Считаю, что "корректировать" список литературы не обязательно, важным моментом во всей этой истории является именно уровень образования преподавателя. Если человек, несущий литературу в массы, сам по-настоящему заинтересован в предмете, то и его подопечные будут с большим любопытством относится к предмету... не все, но в целом.
А по поводу убрать/добавить, сколько поколений выросло на существующем списке?! В школе дают "основополагающую" классику, ведь школа на то и общеобразовательная, чтобы расширить кругозор, а выйдя в большую жизнь, человек сам поймет, что ему интересно, а что нет.