Все новости
Все новости

«Метро»: поезд с мертвецами

В российском фильме-катастрофе вагоны давят людей о стены подземки и становится тесно от утопленников

Поделиться

Кошмар какой-то: сразу три потенциально любопытные кинопремьеры этой недели сложились в триптих о разных личинах ужаса. Помимо главной российской премьеры недели — «Метро», вышли еще и «Хичкок» (о том, как снимался «Психо», один из важнейших и влиятельнейших триллеров ХХ века) и «Цель номер один» (про ликвидацию Бен Ладена, человека, срежиссировавшего в прямом эфире и реальной жизни главный кошмар XXI века). Ну а «Метро» вцепляется посиневшими пальцами утопленника в нервы своего потенциального зрителя, обстоятельно рассказывая, что будет происходить, когда критическая масса жадности и наглости стащит Москву (или другой российский город-миллионик) прямиком в ад.

Справка: «Метро» (Россия, 2013) — фильм-катастрофа о затоплении московского метрополитена. Реж. — Антон Мегердичев («Бой с тенью-2»). В ролях — Сергей Пускепалис («Простые вещи», «Как я провел этим летом»), Светлана Ходченкова («Любовь в большом городе», «Краткий курс счастливой жизни»). Бюджет — 9 млн долларов. 130 мин.

Запойный путевой обходчик на кольцевой ветке московского метро принюхивается к выступившей на стенках тоннеля воде: какая-то она нехорошая. Начальство над изысканиями смеется, начинается новый день, поезда выходят на линию. Юный помощник машиниста восторженно бредит байками о секретных бункерах (это пригодится). Наверху глухие пробки, внизу давка. Главный герой (от которого прямо сегодня собирается уйти жена) везет дочку в школу. В одном вагоне с ними по дивному стечению обстоятельств оказывается любовник, к которому жена и уходит. Наверху в подворотне собутыльница жалуется путевому обходчику: водка воняет тиной, — и он соображает, что именно не давало ему покоя с ночи. Влага в туннеле пахла тиной и рыбами, значит, это не грунтовые воды, а прорывающаяся в метро река.

Поделиться

Подхваченные потоком вагоны давят их о стенки. От обезумевшей толпы отстают герой с дочкой и его соперник, а также простодушный толстяк, нахальная алкоголичка и познакомившиеся за минуту до аварии парень с девушкой. У девушки астма, у толстяка — фобии. С ними храбрый йоркширский терьер. Времени на то, чтобы выбраться, немного: вообще-то консервацию затопленного тоннеля (герметическими дверями и жидким азотом) уже должны были начать, чтобы в размываемую подземку не провалился весь центр.

«Метро» — первый российский фильм-катастрофа после советского «Экипажа». И первый русский «типа блокбастер» после «Августа восьмого». Ничего хорошего от него, конечно, не ждешь — и, оказывается, зря. «Метро», конечно, не лишено дурацких клише. Например, покачивающееся на волнах идиллическое фото, где утопленник запечатлен со всей семьей, последний раз выглядело неглупо, наверное, еще при немом кино. Но в целом фильм совершенно удался как аттракцион-катастрофа.

Поделиться

Это история бедствия, внятно и вполне убедительно расписанная (от подступающей воды до смертельной давки на эскалаторах) и срежиссированная.

Даже как-то трогательно, что люди, которые смогли устроить столь эффектный, искрящийся, бурлящий апокалипсис, настолько не доверяют себе, что пытаются втащить в него неубедительный любовный треугольник, боясь, что зрители иначе заскучают. Впрочем, эта сомнительная линия — единственный существенный изъян фильма. И он частично компенсируется тем, что в «Метро» присутствует правдоподобная шевелящаяся и объемная фактура города, который тут и есть, конечно, главный герой.

И точка уязвимости коллективного героя выбрана идеально: фильм про метрополитен, где внезапно разверзлись ворота в ад, должны были снимать именно в Москве. Московский метрополитен — особый культурный феномен, городское подсознание, в котором есть вытесненные секреты (вся диггерская мифология о секретных бункерах и тоннелях), комплексы и прочие странности (горожанин одновременно гордится невиданной красотой старых станций и стесняется пользоваться этим транспортом «для лохов» — и об этом в фильме тоже есть). Где еще копать в поисках коллективного бессознательного, как не здесь? Поп-культура вообще очевидно говорит об обществе гораздо больше, чем более изысканные произведения, ну а хорроры — и вовсе находка для исследователя общественных настроений.

В «Метро», впрочем, общественные настроения залегают на поверхности. Катастрофу тут сразу объясняют политикой новой застройки Москвы. Прямым текстом напоминается, что в случае чего спасательные службы к вам не доедут из-за пробок, да и вообще спасение рядового гражданина у нас обычно не числится в приоритетах. Все это прекрасно резонирует с тем, что потенциальный зритель «Метро» читает каждый день в СМИ и блогах, формулируемом кратко: «Все разваливается». В фильме это ощущение эффектно визуализируется.

Даже если потенциальный зритель — не москвич, ему есть на что нанизать впечатления от «Метро». Новосибирцу, например, прелюдия фильма напомнит, как открывалась (а потом закрывалась, оказавшись недоделанной и явно протекающей) станция «Золотая Нива».

Вообще хороший ужастик должен массово закреплять рефлекс, как щелчок по носу. «Челюсти», скажем, отбивали охоту купаться в океане. Тот же «Психо» Хичкока — охоту мыться в душе, а японские фильмы ужасов — охоту смотреть японские фильмы ужасов. «Метро» в этом смысле совершенно удалось: вероятно, не раз и не два в набитом вагоне вспомнится, как глухо скрипел, мигая тухнущими лампами, плывущий по туннелю поезд с мертвецами.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter