18 октября понедельник
СЕЙЧАС +6°С

«Жизнь Пи»: сожри меня, если сможешь

Курс выживания на спасательной лодке вместе с зеброй, тигром-людоедом и гиеной посреди бесконечного океана фантастической красоты

Поделиться

Поделиться

Справка: «Жизнь Пи» (Life of Pi; США – Китай, 2012) — экранизация бестселлера Янна Мартеля об индийском подростке, оказавшемся после кораблекрушения посреди океана в шлюпке с бенгальским тигром. Реж. — Энг Ли («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Горбатая гора»). Форматы: 3D, 3D IMAX. Бюджет — 120 млн долларов. 127 мин.

Жизнь Пи начинается в индийском зоопарке — роды у жены директора принимает вызванный к захандрившему варану герпетолог. Мальчика назвали Писином (в честь потрясшего его дядю чистотой и красотой общественного бассейна города Парижа). В школе он поменяет вызывающее у одноклассников похабный гогот имя на Пи (в честь математической константы). Неплохой вариант для мальчика, озабоченного поиском сути вещей. А Пи именно такой: отец учит его превыше всего ставить рациональный разум и науку, но Пи, не отрекаясь от врожденного индуизма, к 16 годам одновременно принимает католичество и ислам. Семья озадачена, но у них есть куда более серьезная забота — назревшая эмиграция в Канаду. Туда они и отправляются, погрузив свой ревущий, брыкающийся и отчаянно блюющий от морской качки зоопарк в трюм японского грузового судна. Судно терпит крушение. Пи оказывается единственным выжившим человеком в шлюпке посреди океана. Кроме него на борт из гибнущего зоопарка попали раненая зебра, гиена, орангутанг и молодой бенгальский тигр по имени Ричард Паркер.

Поделиться

Бог (так верит Пи, и свою историю он рассказывает в доказательство его существования) посылает ему то дождь из летающих рыб, то остров, населенный ордами сурикатов и таящий в себе опасность похуже, чем, если бы там водились тигры. Вся же история, — запрятанная в три короба приключений притча о вере, — в финале предлагает два объяснения спасения героя: одно — чудесное, другое — рациональное (параллельно объясняющее, зачем вера в чудесное нужна).

Положенный в основу фильма бестселлер Янна Мартела, получивший десять лет назад Букеровскую премию, — в некотором роде такой же манифест, как «Робинзон Крузо» (книга Дефо про самого знаменитого одиночку среди океана — не столько приключения, сколько наглядный образец протестантской этики). Пи — эмигрант, исповедующий сразу несколько мировых религий (выделяя из них корень и отказываясь спорить о частностях). Идейный вегетарианец, но притом весьма рациональный в отношениях с природой.

Поделиться

Это — и усредненный портрет жителя планеты, и, вероятно, человек будущего.

Впрочем, в экранизации это разглядеть сложнее — религиозные похождения Пи-подростка тут заменены невнятной и скоропортящейся любовной линией. Кроме (по большому счету неизбежного) упрощения смыслов, экранизация несколько потеряла в убедительности, отказавшись от вываливающейся из книжки потрохами свирепой правды жизни вне цивилизации. Ясно, что в фильм со стомиллионным бюджетом никто в здравом уме не включит сцену, в которой хищник сутками отгрызает понемногу от еще живой зебры, в лодке, залитой кровью и дерьмом (как это было в книге). Но по сравнению со стыдливой деликатностью, с которой погибают и испаряются, не оставив в лодке и волоска, животные, даже Дисней выглядит Джеком Потрошителем. Насколько мораль современного большого кино (позволяющая рассказывать сколь угодно жуткие по сути истории, пока в них не показано ни капли крови) ханжеская — задумываешься далеко не всегда, но «Пи» — как раз тот случай.

Главным аргументом в пользу того, что мир устроен чудесным образом, в фильме (после усушки и утруски религиозных смыслов) остается невероятная красота этого самого мира.

Она же главный аргумент и в пользу просмотра фильма — снятого с особым чувством воды: ее изменчивости, прохладной прозрачности, многоцветности. 3D здесь — не аксессуар, а полноценный инструмент. Океан в фильме — это зеркало, в котором отражаются небеса, вселенная, освещенная фосфоресцирующими медузами и как от большого взрыва лопающаяся при явлении всплывающего кита. Вторая безусловная удача фильма — выбранный из трех тысяч претендентов юноша в роли Пи, которому — после вымарывания из истории физиологических подробностей медленного умирания от голода — остается только отыгрывать отчаяние и смерть глазами. Да и тигр, в конце концов, смонтирован из живых хищников и (преимущественно) цифровой химеры вполне убедительно. В итоге вышло очень красивое приключенческое кино для семейного просмотра. Которое, правда, могло бы быть и чем-то большим.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...