24 сентября пятница
СЕЙЧАС +5°С

Кое-что о театральной публике

О том, почему в театрах стало нормой разговаривать в голос по телефону и обильно трапезничать во время спектакля, как с этим борются на Западе и почему не борются у нас

Поделиться

Поделиться

Знаете что? Мне надоело. Надоело терпеть и снисходительно делать вид, что так и надо, что это все привычные издержки эпохи массовой культуры, выкормившей зрителя, которого испортили кинотеатры с его хрустящим поп-корном, пивом и разговорами по мобильнику прямо в зале, во весь голос. Я сейчас говорю о театральной публике, вернее о том, что стало уже нормой поведения в театре. Как ни стараюсь, но не могу припомнить ни одного спектакля за последние годы, который бы не прерывал постоянный перезвон мобильников. И если раньше сконфуженный зритель старался побыстрее нашарить в сумке звонящий телефон и выключить его, то теперь в порядке вещей на звонки отвечать — резонирующим таким деликатным шепотом, который благодаря специфической акустике слышно аж на галерке. Как, кстати, и звук откручиваемой крышки, особенно в малых залах.

Мне вообще интересно, представляют ли зрители, производящие различные телодвижения при помощи своего ротового аппарата — разговорные или же жевательные, — какая в зале акустика и почему она там такая? И понимают ли, что драматический театр — это не кинотеатр, где нет живых актеров, которым не мешают телефонные трели, и где мощный звук из колонок поглощает практически все шумы в зале? А если не понимаем, то, может, пора сделать, как это сделали в «Ла Скала» — просто заставлять сдавать мобильники в камеру хранения на время спектакля? Или устанавливать «глушилки» сигнала сотовой связи, как это делают во Франции?

Кстати, если уж и говорить о пресловутых мобильниках, то за такой хамский нигилизм по отношению и к актерам, и к зрителям в западных не то что театрах — кинотеатрах (!) пришлось бы поплатиться. Например, в Англии из кинозала могут просто вывести за болтовню по телефону, а в США — оштрафовать. Сидя же на спектакле в наших театрах, начинаешь подозревать, что сегодня под одной крышей собрались либо крупные бизнесмены, которые просто не могут позволить себе отключить телефон на пару часов — мало ли что, либо толпа биржевых брокеров, которые не могут вот так вот просто забросить биржевые сводки ради какого-то там спектакля. Мне очень понравилось предупреждение, которое делают перед спектаклями в «Сатириконе» — очень в сатириконовском духе, с повтором «а теперь еще раз для тех, кто не понял».

Принято считать, что во всем виноваты кинотеатры — они, мол, приучили так себя вести. Однажды в чьем-то ЖЖ я наткнулась на высокохудожественную перепалку Дмитрия Быкова с кинокритиком Романов Волобуевым, которые встретились на одном киносеансе. Волобуев гневался на Быкова за то, что тот все время звучно хрустел чипсами, получал громкие СМС и в голос разговаривал по телефону. Быков же чистосердечно утверждал, что кино — искусство демократичное, что надо быть готовым, что рядом кто-то будет хрустеть, и вообще «имею право», на что Волобуев пообещал в следующий раз изящно запустить в трапезничающего Быкова пивной банкой. По мне так истина посередине. Мобильники, конечно, мешают всем, но, ей-богу, мне смешно слышать возмущения духовно богатых лиц, когда кто-то во время просмотра блокбастера жует свой несчастный поп-корн. Никому ж не мешает, если он, конечное, не пожирает его аки бес, что аж во все стороны летит.

Но трапезы в театре… О, мои глазоньки видели столько, что я бы могла написать трагический эпос в честь этих пиршеств. Однажды на «Дяде Ване» вахтанговцев мои соседи обедали в потемках душистым салатом из пластикового контейнера, орудуя вилками. Я даже сперва подумала, что примерещилось. Даже не могу упомнить, сколько мною было зафиксировано актов поедания бутербродов, неспешно поглощаемых после антракта. Но ничто не сравнится с ядреным хрустом, с которым сосед сзади методично поедал все два с половиной часа кириешки, а его спутница взбалтывала бутылку «Колы» и с пшиканьем ее открывала, обдавая брызгами мою преклонных лет соседку слева. Та, обтерев затылок, попыталась сделать замечание перекусывающим театралам, на что ей было отвечено задорным гоготом и протянутым в знак примирения пакетиком с кириешками.

Организаторы саратовской театральной премии «Золотой Арлекин» сделали очень смешной пародийный ролик о том, как себя нельзя вести в театре. Там официантка, оттаптывая всем ноги, пробирается с коробкой пиццы к ее заказчикам, зрители лузгают семечки, выплевывая очистки на голову впереди сидящим, размахивают светящимися телефонами над головой, как зажигалками, пускают волну, как на футбольной трибуне. Гротеск, конечно, но все же. Если раньше было неприлично, а то и невозможно войти в зал после третьего звонка, то теперь опоздавших не только впустят, но и проведут к их месту, освещая путь фонариком, подняв при этом на ноги весь ряд. Деньги-то за билеты «уплочены».

Говорят, что в театре кризис, что он никому не нужен. Меня всегда это поражает — залы заполнены под завязку, билеты раскупаются заранее, люди идут на любые спектакли. Давно уже прошли 90-е с полупустыми залами. Забудьте. В послереволюционные годы на дверях МХТ им. Чехова висело объявление, запрещавшее щелкать семечки и курить в зале. Надо же было что-то делать с публикой, которая раньше всем этим занималась в немых синематографах и заимела такого рода привычки. Сейчас театрам надо тоже что-то делать — чтобы не идти на поводу у любого зрителя. Театр востребован и без публики уж точно не останется.

Фото thinkstockphotos.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...