11 мая вторник
СЕЙЧАС +8°С

Тринадцатым будешь ты

Выставка в ГЦИИ «про Апокалипсис» — со скульптурой палача, объемным оп-артом, коллажами из комиксов и даже вами в качестве экспоната

Поделиться

Поделиться

В канун Хэллоуина и в нагнетающем преддверии обещанного конца света я заглянула в Городской центр изобразительных искусств (ГЦИИ), где проходит весьма знаковая и любопытная для Новосибирска выставка «12-й ГОД». Концепция интриговала — художники задумали таким образом отметить очередную эпохальную веху в истории человечества, подсчитав, что каждый 12-й год последнего тысячелетия ознаменован каким-то эпическим событием. В 912 году Вещего Олега змея укусила, в 1412-м родилась Жанна Д’Арк, в 1812-м — Отечественная война с Наполеоном, в 1912-м утонул «Титаник» и так далее. В этом году все, разумеется, озабочены истерией по поводу надвигающегося конца света — и потому выставка обещала быть апокалиптической. Однако с идеей Апокалипсиса новосибирские художники в последний момент как-то не ужились, решив высказаться на какие-то личные темы, коими им запомнился этот год. Перед некоторыми картинами пришлось стоять подолгу, разглядывая детали и додумывая, что же стряслось в личной жизни художника за прошедшие месяцы.

Например, куратор «12-го ГОДа» Михаил Паршиков побывал в этом году во Франции, в честь чего создал несколько супрематических коллажей с фрагментами Триумфальной арки, Эйфелевой башни и обрывками пригласительных карточек на свою выставку, приклеенными билетами и стикерами штрихкодов. А Александр Косенков побывал в Греции — на выставке можно посмотреть несколько его новейших работ, напоминающих урбанистические пейзажи Фалька, на которых еще блестит масло, а рядом пахнет свежей краской.

Очень долго можно рассматривать коллажи Юлии Быковской — этакие размышления в стиле поп-арта на тему «развлечений для девушки», окруженной облаком роящихся мыслей из газетных вырезок, бутылками пива, цветами, брендами и плетеными бантами. В аналогичной серии, посвященной Сочи-2014, у художницы явно поднимается градус эротизма в сочетании с народным ажиотажем вокруг этой темы и газетными заголовками-выкриками.

Порадовало, что на выставке удалось обнаружить масштабную работу Елены Честных, одной из моих любимых художников и, думаю, что не ошибусь, если скажу, что самой перспективной и динамичной из нынешнего поколения молодых новосибирских живописцев. Сколько ни доводилось встречать ее работы на выставках в течение последних лет, они всегда разные — редкий пример того, когда художник постоянно развивается, не занимаясь самоедством, не изводя себя на самоплагиат, а словно экспериментируя над собственным потенциалом. Когда-то работы Честных явно звучали эхом Александра Шурица, у которого она училась, — это одна Елена. Совсем другая Елена — это период гигантских коллажей с легким налетом ностальгического ретро. На этот раз в экспозицию попало огромное полотно, в котором на фоне Красного проспекта смешались сюр и рекламный глянец — модельной внешности девушка, космонавт, серые призраки, рекламные вывески. Кому-то эта работа вполне закономерно напомнила полотна Виноградова с Дубосарским.

Сам Александр Шуриц, художник с узнаваемой мощной харизмой (лично я его однозначно узнаю по знаменитым женским персонажам — такие бы получались у мастеров Возрождения, если бы они видели эпоху под углом постмодернизма), показал четыре крупных новых работы, на одной из которых запечатлел ХХ век как культурологическую матрицу — во главе с Дали, у которого из-за спины вырываются языки пламени.

Из оригинальных работ я бы еще назвала массивный арт-объект Санду Бортника, который надо разглядывать внимательно и даже принимать в нем участие. Это инсталляция со своего рода перекрещенными рядами полок с ячейками, в каждой из которых стоит небольшая женская скульптурка, всегда разная — и античная, и архаичная, и авангардная. Название «Женщина прекрасна, потому что она божественна» сразу же воспринимается иронично, так как всего в работе — чертова дюжина персонажей, причем в роли тринадцатого обнаруживаешь себя, отражаясь в центральной ячейке с зеркалом. Кстати, эту интерактивную идею с зеркалами я в последнее время встречаю часто — лишь навскидку могу припомнить гигантское зеркало с собакой в раме, к слову, со все еще продолжающейся триеннале графики в НГХМ, и работу «Иуда» Владимира Фатеева, где в качестве последнего «лика» Иуды автор предлагал посмотреть зрителю в зеркало на самого себя.

Зинаида Рубан заинтересовала своим оп-артом хотя бы потому, что для наших широт — это большая редкость. Работы в оп-арте выглядят объемными, создавая оптическую иллюзию. На картине Рубан это огромный шар, который смотрится выпуклым на фоне геометрической плоскости.

Забавный скульптурный триптих «Все дело в шляпе» получился у Юлии Балаш — три безликие головы из шамота (специально обработанная глина) в красно-золотистых колпаках с бубенцами, только у каждой по-разному отогнуты зубчатые края. И вот перед нами король, шут и довольно-таки зловещий палач. Другой оригинальный живописный триптих «Портрет с наводнением» удалось обнаружить у Сергея Мосиенко — центральный портрет Бродского с двух сторон обступили два длинных полотна с урбанистическими видами затопленного Санкт-Петербурга, напомнившими старинную потертую открытку. Правда, какое это имеет отношение к теме «12-го ГОДа», я так и не поняла — сперва заподозрила то самое легендарное петербургское наводнение, описанное в «Медном всаднике», но то случилось в 1824-м, так что остается гадать, что художник имел в виду наводнение, которое постигло Питер в этом году.

Конечно, концепт «12-го ГОДа» не оправдал себя, что, однако, не делает эту на редкость удачную выставку хуже. Просто не ждите от нее высказываний на тему Апокалипсиса или актуальных новостных сводок уходящего года. Это отличная коллективная подборка, где есть и абстрактные цветопятна, и коллажи, и ироничный Скотников, разгребающий помойку и постебавшийся, видимо, над расхожим штампом «А ты работать не пробовал?», и даже молодые художники, рисующие в оригинальной манере на стыке комикса и японской гравюры, а также перерисовывающие Матисса.

Фото автора

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...