NGS
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+13°

облачно, без осадков

ощущается как +11

2 м/c,

ю-з.

750мм 50%
Подробнее
3 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Развлечения «Человек, животное, добродетель»: вы встали, капитан?

«Человек, животное, добродетель»: вы встали, капитан?

О новом спектакле «Красного факела», в котором актеры блеют, ржут и хрюкают, а главная интрига — в азартном ожидании спасительного полового акта

«Так поимел он ее или нет?» — я спешу извиниться за грубость, но именно такой разговор я услышала на крыльце «Красного факела», проходя мимо компании молодых людей после премьеры спектакля «Человек, животное, добродетель». Можно сколько угодно говорить о Луиджи Пиранделло как о мастере интеллектуальных комедий на тему скользкой природы человеческой, но, как ни крути, в постановке этой далеко не самой лучшей его вещи главная интрига как раз вертелась вокруг этого интимного вопроса. Я не скрываю, что вовсе не против юмора ниже пояса, но только в том случае, если это в самом деле юмор, а не просто ниже пояса. И мне совсем непонятно, зачем питерскому режиссеру Петру Шерешевскому понадобилось ставить эту неизвестную в России, поверхностную и незамысловатую пьесу Пиранделло о добропорядочной итальянке, которой надо во что бы то ни стало соблазнить своего охладевшего к ней моряка-мужа, чтобы никто не догадался о том, что беременна она от любовника-профессора. Вот, в общем, и все.

Вопрос вот в чем. Если в «Красном факеле» хотели ставить комедию, то зачем выбрали такой несмешной и совсем уж простецкий сюжет, напоминающий анекдоты в духе «муж возвращается из командировки…»? Если хотели сделать что-то интеллектуальное, с претензией на второе дно и непременно из репертуара итальянского драматурга, то неужели у Пиранделло, лауреата Нобелевской премии и человека сложной, неоднозначной судьбы, где были и жена в психиатрической клинике, и членство в фашистской партии, не нашлось ничего интереснее и эффектнее?

В спектакле почти нет действия, и это не та, характерная как раз для Пиранделло история, когда из психоанализа рождается драматургия. «Человек, животное, добродетель» пытается взять визуальными эффектами, и тут гримерам пришлось серьезно потрудиться. Получилось что-то в духе театра в театре, когда те, кто на сцене, даже не пытаются скрыть, что они на сцене. Понятно, что этот гротеск — не что иное как реверанс в сторону комедии дель арте, итальянской комедии масок, где все характеры известны наперед. У актеров гротескный грим, соответствующий образу. Впервые появляясь перед зрителями, каждый персонаж сам себя объявляет. Школьники, которым досталась роль великовозрастных олигофренов, раскрашены под «черного козла» и «самую большую в мире обезьяну». Заторможенный доктор Нино загримирован под «очумелого филина», капитан Перелла — это грубый вероломный кабан, а его сын похож на «маленького симпатичного поросенка».

Все бы ничего, но актеры еще и издают характерные звуки, причем порой это выходит просто за гранью добра и зла. У Дениса Франка в роли школьника Белли, положим, получается и вправду забавно блеять во время разговора, потряхивая своей черной козлиной бороденкой. Сергей Богомолов, играя малыша Переллу, забавно подхрюкивает и картавит, а Константин Телегин, олицетворение скотства, хрюкает громогласно и всегда невзначай, как будто это междометия. Но заливистое ржание служанки Грации (Наталья Голубничная) с «лошадиным лицом» настолько резало слух, что всякий раз мне хотелось уставиться в пол, чтобы хотя бы не видеть этих сцен.

Спектакль же явно дает понять, что добродетель — это категория комическая, что человеческая натура — та еще лицемерная штука, что морали нет вообще, так как мораль — это не что иное, как общественное лицемерие. Потому эти самые мораль и добродетель в лице беременной синьоры Переллы будут подвергаться на протяжении двух часов атакам цинизма и откровенно пошлых шуток-прибауток. Похабные школьники то откровенно язык за щеку засовывают, то надраивают сжатый в кулаке банан.

Сама же синьора в исполнении Ирины Кривонос появляется не как скромная домашняя итальянка, а в образе огламуренной дивы — меха, шпилька, алая помада, солнцезащитные очки. К животу она прижимает надутый белый шар с массивным насосом — его с яростью и отчаяньем начинает терзать ошеломленный профессор Паолино, раздувая шар еще больше.

Мне кажется, что талантливые актеры, занятые в этом спектакле, не заслужили того, чтобы кто-то на полном серьезе критиковал их роли — они вытягивают этот сюжет, как могут. Ну что поделать, если женственную харизму Ирины Кривонос, актрисы эффектной, израсходовали на роль, в которой ей надо с чпоканьем открывать рот, так как «все время подкатывает», и бегать в золотистых венках на фоне пасторальной декорации в духе заставки Windows. Олег Майборода первую половину спектакля карабкается на гигантскую груду книг, возвышающуюся до потолка посреди сцены, а второй час его занимает вопрос, где достать подручную «виагру», как ее вместе с тортом затолкать в хрюкающего капитана и когда же выяснится, перепало сегодня ночью синьоре или нет. «Я встал, еще кааак встал», — довольно комментирует капитан свое позднее пробуждение, все то и дело символично сгибают торчащую руку в локте, а служанка валяется на столе в разорванной одежде. Всем понятно — кому-то «перепало».

Лучший образ, на мой взгляд, вышел у Сергея Богомолова — малыш Перелла в шортах и матроске приставляет нож к горлу, с воплями требуя денег, получает под зад от папаши и, скрючившись на столе, пожирает всей пятерней торт. Телегин в роли капитана хорош, как всегда, даже из самой невзрачной и дурацкой роли он да вытянет комедийный драйв, вспомнить хотя бы его доктора в «Виндзорских насмешницах». Он отлично умеет играть голосом, но вся проблема в том, чтему этим голосом приходится произносить. Впрочем, как и всем другим, спевшим под занавес коллективно «Феличиту», что способно добить даже самого стойкого зрителя.

Фото Виктора Дмитриева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления