31 июля суббота
СЕЙЧАС +15°С

«ДухLess»: все дебилы, а я Д'Артаньян

Трагикомедия о бессмысленных и беспощадных буднях российского менеджера, которого спасают только секс и кокаин

Поделиться

Поделиться

Справка: «ДухLess» — социальная сатира, Россия, 2012. Экранизация романа Сергея Минаева. Режиссер Роман Прыгунов. В ролях: Данила Козловский, Артем Михалков, Михаил Ефремов. 100 минут.

В середине 2000-х Сергей Минаев написал как бы контркультурный и как бы бичующий общество потребления роман, главным героем которого выступил топ-менеджер, продажник русско-французского консервированного горошка. Днем горохоторговец занимался беспощадно неинтересной работой, по ночам нюхал кокаин, вел беспорядочную половую жизнь, а затем на него снизошло озарение, и он понял: все кругом — пустые и алчные дебилы, и только он один — Д'Артаньян.

Поделиться

Почему? Во времена, предшествовавшие успеху «ДухLessа», словосочетания «менеджер среднего звена», «гламур и глянец», «корпоратив» и «ночной клуб» для некоторой части населения России были ругательными (а для других — вожделенными). Именно тогда стали появляться крупные компании с большим количеством персонала, построенные по зловещим капиталистическим образцам. Иностранная терминология и неквалифицированный по сути труд офисных работников казались дикими, бездушными и отупляющими. У людей впервые за многолетнюю историю появились деньги, и моментально нашлись обличители алчности.

Тогда-то и возник Минаев со своим гопниковатым, но высокомерным и многоденежным продавцом горошка, применив к России опыт французских и американских критиков общества потребления — Фредерика Бегбедера и Брета Истона Эллиса. И тысячи россиян узнали в описаниях Минаева себя. Глубокомысленная сатира выглядела приблизительно так:

«Я точно знаю, что наши секретарши — андроиды. И работают они притом от сети. В стульях запаяны контакты, снабжающие секретарш энергией и поддерживающие их жизнеобеспечение».

Поделиться

Если пять лет назад роман был худо-бедно актуален, то свежеснятый фильм «ДухLess» выглядит, как пейджер в салоне сотовой связи — псевдобвинительная риторика Минаева безнадежно устарела. Нынче «менеджер» ни для кого уже не ругательство, просто одна из печальных работ. Все понимают, что «корпоратив» это лишь встреча сотрудников, «глянец в ночном клубе» — не заморское чудо, а видоизмененные колхозные смотрины, позднесоветская дискотека и комсомольские утренники с элементами эротики. Способность купить брендовую вещь также особо никого не возбуждает.

Но самое печальное для фанатов «ДухLessа» — фильм утратил главную привлекательную черту романа, детализированное описание менеджерского быта, которое с удовольствием считывали тысячи читателей: режиссер превратил героя из «кукурузника» в замдиректора гигантского банка, базирующегося в небоскребе Москвы-сити.

Чтобы подбавить еще современности, в фильм подлили немного политики. Устав от алчных силиконовых красоток, главный герой влюбляется в активистку группы арт-террористов, в которых без труда узнается группа «Война». Под конец художники превращаются в революционеров и идут на баррикады. Москва тонет в огне, и зритель понимает, откуда берутся беды в нынешней России — от алчных и накокаиненных топ-менеджеров, беспринципного офисного планктона и творческой интеллигенции, которой волю дай — все разнесет. Кажется, где-то мы это уже слышали.

Когда журналист газеты «Взгляд» спросил режиссера Романа Прыгунова, зачем вообще он связался с романом Минаева, тот сказал честно: ему дали денег и заказали ребрендинг романа. От ответа на вопрос, изменился ли мир с выхода первого издания «ДухLessа», господин Прыгунов ушел. Целевую аудиторию фильма режиссер определил оригинально: «Записывайте через черточку: это кино для чу-ва-ков!».

Кого он имел в виду, бог весть — может быть, любителей конопли, которые должны посмеяться над единственной шуткой в фильме, когда Путин в костюме Бэтмана прилетает к обкурившемуся топ-менеджеру и наставляет:

«Куря анашу, ты помогаешь мировым террористам, которые ее выращивают специально, чтобы на вырученные от ее продажи деньги устраивать всякие террористические акты. Нефть нашу поджигают или, например, устраивают атаки на Останкинскую башню… тьфу, то есть я хотел сказать, атаки на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. А ты ее покупаешь, даешь им такую возможность, а сам ходишь потом с затуманенными мозгами, притупленной бдительностью и говоришь глупости». Что это? Кажется, над этим не посмеются даже любители конопли.

Владимир Иткин

Кадры из фильма — wordpress.com (1), kinopoisk.ru (2), kinonews.ru (3)


оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...