14 июня понедельник
СЕЙЧАС +20°С

Добро пожаловать в «Гавр»

На экранах города (вернее, только в «Победе»), можно увидеть еще одного каннского фаворита (правда, прошлого года) — французский фильм «Гавр», поставленный главным финским режиссером Аки Каурисмяки

Поделиться

Поделиться

Каурисмяки, хоть и считается ведущим кинорежиссером Суоми (говоря «финское кино», мы подразумеваем фильмы Аки), с некоторых пор предпочитает жить во Франции. Это обстоятельство наложило отпечаток на творчество: «Гавр» — абсолютно синефильское творение. Поэтому просмотр вызывает смешанные чувства: не покидает ощущение, что показывают старое французское кино полувековой давности. Эффект близок тому, что четыре месяца назад произвел немой «Артист», который был, конечно, радикальней, но это ничуть не умаляет достоинств «Гавра». Если «Артист» дал возможность перенестись в прошлое лет на 80, то «Гавр» — примерно на полвека.

Новый фильм Аки не утратил характерный для автора пролетарский дух, вернее, его сочувствие рабочему классу. Эти симпатии роднят его с британцем Кеном Лоучем, который также является любимцем фестиваля на Лазурном берегу, неизменно возвращаясь оттуда с какой-нибудь наградой, как и Каурисмяки, которому в 2011-м вручили за «Гавр» премию международной кинопрессы. Это очень даже логично: кто, как не критики, будут упиваться торжеством стиля, скрупулезно воссоздающего эстетику старого доброго кино с присущими ему приемами. Например, картинка здесь нарочито подсвечена софитами, а один раз освещение даже откровенно включается прямо в кадре.

Если бы не сотовые телефоны и еще пара-тройка малозаметных деталей, обозначающих современное время, это было бы абсолютное ретро. Снимать актуальное кино о симпатиях эмиграции из третьего мира (сюжет: чистильщик обуви по фамилии Маркс помогает скрываться от полиции темнокожему подростку-беженцу, который хочет попасть в Лондон), наверно, было бы слишком скучной задачей. Сохранив фирменный неспешный ритм, органично передающий заторможенное существование своих скандинавских соотечественников, Аки, не наступая на горло собственной песне, нашел ему адекватное применение, замаскировав историю под французский нуар времен Мельвиля.

В итоге получилась пролетарская утопия о жителях портового города, которые противостоят социальной несправедливости и буржуазному конформизму. Утопия об утверждении едва ли ни самого леворадикального призыва: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Для финского режиссера — это не понты и не дешевая попытка заигрывать с простым народом. За три десятка лет работы в кино Аки так и не обуржуазился, он все так же понимает и уважает чаяния простого человека. Так, свое пристрастие к спиртному он распространил уже на всю творческую группу: мало того, что герои фильма регулярно прикладываются к рюмочке, сами исполнители во время съемок имели официальное право пить бренди.

Алкоголь, видимо, помогал всем выйти за пределы реальности, может, поэтому, в «Гавре» слишком много кино. Из-за этого кому-то будет сложно поверить в тотальный хеппи-энд. Но если не верить в счастливые концы, то зачем тогда вообще смотреть фильмы?

Фото kinopoisk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...