22 января суббота
СЕЙЧАС -19°С

«Президент Линкольн»: хватит сосать

Вышел фильм Бекмамбетова, где президент Америки воюет с вампирами и отказывается идти на вечный срок

Поделиться

Поделиться

Справка: «Президент Линкольн: охотник на вампиров» (Abraham Lincoln: Vampire Hunter — США, 2012) — 3D-фэнтези о том, как шестнадцатый президент США по ночам истреблял нечисть. В ролях — Бенджамин Уокер, Мэри-Элизабет Уинстед («Скотт Пилигрим против всех»). Режиссер — Тимур Бекмамбетов, продюсер — Тим Бертон. Бюджет — 70 млн долларов. 105 мин.

В детстве будущий президент США Авраам Линкольн однажды увидел, как ночью к его спящей матери прокрался вампир. На следующий день она умерла по неизвестным медицине XIX века причинам. Повзрослев, Линкольн обнаруживает, что Соединенные Штаты вообще кишат вурдалаками. Заточив топор с посеребренным лезвием, Линкольн уходит в ночной дозор — выслеживать и обезглавливать вампиров, скрывающихся за личиной добропорядочных граждан: банкиров, аптекарей, пасторов. Днем же будущий президент отращивает свою знаменитую бородку с бакенбардами, а также политическую харизму.

Многое в фильме точно соответствует канонической биографии президента. Сын лесоруба, он действительно был мастером колоть дрова, в юности работал приказчиком в лавке, увел невесту у более перспективного политика. Вошел в историю как освободитель негров-рабов ценой гражданской войны (и победы в ней). Запомнился современникам склонностью к депрессиям (неудивительно для человека, который в курсе тайной войны темных сил с немногочисленными светлыми).

Поделиться

Миграция вурдалаков в Соединенные Штаты с Балканского полуострова началась позже, да и ехали они все больше в Голливуд. Впрочем, кино и не претендует на достоверность. Просто однажды писатель Сет Грэм-Смит вдохновился раскладкой книг в магазинах: растиражированные к юбилею биографии Линкольна соседствовали со стопками «Сумерек».

К этому времени Грэм-Смит уже прославился мэшапом «Гордость и предубеждение и зомби». Мэшап (mash up) — новое произведение, которое получается при добавлении чужеродного текста к уже готовому. Так, в «Гордость и предубеждение и зомби» Грэм-Смит хирургически имплантировал в классический роман Джейн Остин эпизоды, в которых на леди и джентльменов из викторианского высшего общества внезапно нападают гнилые ходячие мертвецы.

Ну а в «Аврааме Линкольне: охотнике на вампиров» официальная биография президента всмятку взбита с кратким курсом вампироведения.

Поделиться

Диагностировать тут какое-то новомодное потворство низменным вкусам не стоит, мэшап существовал задолго до того, как появилось само словечко. В этой технике, скажем, написан роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»; да и «Ромео и Джульетта», в которых среди трагедии разгуливает пошловатая и прозаичная кормилица, с точки зрения современников — сущий мэшап.

По мере развития сюжета «Охотник на вампиров» берется объяснить уже не столько печальный нрав президента Линкольна, но и подоплеку американской истории. Вампиры оказываются тайной силой, стоявшей за южанами в гражданской войне: именно они до последнего боролись за рабовладение, которое для них было удобной формой хранения продуктов питания. Короче, любой, кто оправдывает неравенство и социальную несправедливость выступает на стороне нечисти.

Впрочем, политический пафос — это лишь флажки на фирменном бекмамбетовском аттракционе со всеми излюбленными приемами.

В камеру красиво летят серебряные вилки, кровяные шарики и горсти риса (истребители вампиров рассыпают их, чтобы «проявить» подкрадывающегося невидимкой вурдалака). Как обычно, у Бекмамбетова есть пара-тройка схваток в страшно неподходящих, но эффектно поданных условиях. Кроме уже опять же фирменного крушения поезда в огне, тут есть и дуэль, в которой участники кувыркаются по спинам и под копытами несущегося по прерии стада взбесившихся лошадей. Есть пара-тройка моментов (когда очередной благопристойный лавочник вдруг выскаливает собачью морду), которые способны хорошенько, по старинке испугать. Ну, а Америка ХIХ века — с ее коптящими небо в оттенок сепии пароходами и душной готикой Нового Орлеана — роскошная декорация для вампирского триллера.

Весь этот аттракцион «комната страха» получился достаточно лихим, чтобы простить «Охотнику на вампиров» то, что он явно не идеален. С харизмой у главного героя как-то не очень, а сам фильм не лишен того же клипмейкерского синдрома (детали прекрасны, целое — распадается), который попортил предыдущую совместную работу Бекмамбетова и Тима Бертона — мультфильм «9».

Если русская литературная классика мэшапу отдается без лишнего смущения (см. анекдоты про Наташу Ростову и поручика Ржевского), то найти в нашей истории фигуру политика, которому подавляющее большинство без опаски и дискуссий вручило бы осиновый кол, затруднительно. Зато завершается «Охотник на вампиров» весьма актуальным для политических дискуссий последнего времени аккордом: Линкольн, мужик принципиальный, без колебаний отвергает возможность продления своего президентского срока в вечность.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru


Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter