20 июня воскресенье
СЕЙЧАС +15°С

Как не стать «читателями-водолазами»?

Почему все больше людей признаются в нелюбви к классической литературе и в чем альтернатива литературы современной?

Поделиться

Поделиться

Недавно американские ученые-математики из Дартмутского колледжа провели парадоксальные исследования. Проанализировав литературу последних четырех столетий, включая XXI век, они пришли к выводу, что современная литература полностью освободилась от влияния авторитетов прошлого, а современные читатели, общающиеся на современном разговорном языке, независимо от образования, все с большим трудом воспринимают классику, отдавая предпочтение современной литературе, написанной простым и ясным языком.

Вообще-то, к множественным исследованиям, внушительно начинающимся со слов «британские ученые доказали…» или «американские ученые установили…», я отношусь скептически и не спешу принимать их результаты за чистую монету. Но именно это исследование мне показалось крайне интересным, потому что оно может дать ответ на один любопытный вопрос, который меня давно занимает. Вы никогда не замечали, что очень много людей, образованных, думающих, интеллигентных, откровенно признаются в том, что не любят классическую литературу? Причем чаще всего достается именно русской классике. Если вы возразите, сказав, что в жизни о таком не слышали, не считая необразованных школьников, то вы либо слукавите, либо вы филолог, ревностно и слепо охраняющий «наше все». Это факт, причины которого я давно пытаюсь понять. Претензии к самой проблематике — дескать, классическая литература в своих проблемах так далека от нас — мне всегда казались несколько преувеличенными и неубедительными. Проблемы всегда одни, люди всегда одинаковы — по крайней мере, так думается мне. Ученые же утверждают, что все дело в языке — например, у нашего среднестатистического современника нет ни сил, ни желания следить за многостраничными философскими отступлениями Достоевского или длинными, на полстраницы, сложноподчиненными предложениями Толстого, он не может в полной мере оценить юмор Гоголя, так как ему смешно другое и по-другому, а Лермонтов кажется слишком «пафосным». Мы привыкли к простым и ясным высказываниям, мы больше не пишем писем, обмениваясь короткими и содержательными посланиями в аське и твиттере, — структура нашего мышления просто-напросто изменилась. Но причем здесь классическая литература, которую мы читаем ведь не из утилитарных соображений?

Хорошо, приведенные выше два примера с Достоевским и Толстым — уж слишком выпуклы. Как сказал один литератор, не помню точно, кто: «Достоевский — гений, но вместе с ним чрезвычайно тяжело», ну а проходиться по поводу морализаторства Толстого стало доброй традицией. Но чем провинились остальные? Или наступил тот момент, когда одна из популярнейших претензий к русской классике — мол, нет в ней места простому человеку, с которым мы бы себя могли проассоциировать, обывателю в хорошем смысле слова, если можно так выразиться, — стала критично актуальной? И современная литература смогла предложить альтернативу?

Раньше по долгу службы мне надо было читать и рецензировать много современной литературы, и мне это действительно нравилось. Но в какой-то определенный момент ее стало столько много и столько откровенно нечитабельной, что меня это утомило. «Венерин волос» Шишкина — последняя действительно сильная и мощная книга, которая мне попадалась. Большая часть западной современной литературы — это хорошие сценарии для кинематографа, но бедная и невыразительная художественная проза сама по себе. У Амели Нотомб, популярной бельгийской писательницы, где-то есть любопытные рассуждения о «читателях-водолазах». Прочел книгу — и она тебя ни на йоту не изменила, позволив сразу же забыть о себе. Как в МакДак сходил. Именно так себя чувствуешь, закончив читать большую часть книг, удостоенных современных премий, даже самых престижных. Я не знаю, кто придумал, что классику нужно не читать, а перечитывать, и даже между Эльфридой Елинек и Тургеневым выберу первую, потому что от второго у меня зубы сводит, но я никогда не поверю, что причиной неприятия современными людьми классической литературы может стать эволюция разговорного языка. Как тогда в этом случае быть с классической музыкой? Неужели поэтому так популярны современные аранжировки Моцарта и Альбинони с электронными ударными?

Фото nk-time.com

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...