NGS
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+2°

облачно, без осадков

ощущается как -3

4 м/c,

с-з.

754мм 44%
Подробнее
6 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама
Развлечения «Учитель на замену»: Христос вернулся

«Учитель на замену»: Христос вернулся

Он стал буддистом. И устроился работать в школу

Пока прокатчики, затаив дыхание, ждут нашествия летних баблостеров, обещающих, по традиции, большие прибыли, фильмы, будоражащие мысль и кровь, вообще не получают права быть показанными в естественном для них формате — на экранах кинозалов. И пока торговцы грезами ищут в комиксах новых супергероев, посредники между зрителем и пленкой открещиваются от тех настоящих, которые против всех правил нет-нет да появляются…

На минувшей неделе таким изгоем оказался «Учитель на замену», очередной не вышедший на экраны Н-ска фильм, который мог бы стать хорошим возбудителем и раздражителем для тех, кто ходит в кино не только затем, чтобы поесть попкорна. Однако его исключение из репертуара лишь подтверждает правило: умное кино с некоторых пор немилосердно отправляется в резервацию торрентов и, как следствие, маленьких эрзац-экранов — для сугубо частного употребления.

Хотя, собственно, чего переживать, когда даже в Америке этот фильм, мягко выражаясь, «замяли», выпустив только в 15 залах. Вряд ли это была какая-то осознанная акция подавления, скорее всего, там тоже никто не рискнул двигать в массы очевидную крамолу. Слишком неприглядно показана американская школа, да и тамошнее общество в целом. Не мудрено, ведь за данным творением стоит сам Тони Кэй, культовый режиссер с физиономией городского сумасшедшего, в 1998-м в 46 лет дебютировавший фильмом «Американская история Х», сразу же вошедшим в многочисленные топы, в том числе весьма престижные, например, «500 лучших фильмов по версии журнала Empire»…

Спустя 14 лет видно, что бескомпромиссности у Кэя ничуть не убавилось, однако в США его новое творение посмотрело уже почти в 20 раз меньше зрителей. Тот факт, что его проигнорировали и у нас, возможно, объясняется еще незабытой шумихой, вызванной сериалом «Школа», разрушившим многие обывательские представления о российском «среднем образовании». А вот в советские времена на таком критически настроенном и, в определенном смысле, антиамериканском «Учителе на замену» могли запросто заработать дивиденды в пользу коммунистических идеалов.

Но поскольку кинопрокат у нас стал бизнесом, а не механизмом для идеологического манипулирования, то в капиталистические времена от картины просто отмахнулись, как от надоедливого насекомого, чтоб, если, не дай бог, укусит, чесотки не было. А фильм как раз и рассчитан на то, чтобы вызвать основательный зуд в мозгах. И чтобы зритель оставался в постоянном напряжении, Кэй ни перед чем не останавливается. Показывая школьный ад, он впадает в такое неистовство, что экран только что не искрит, и если бы в кинозалах курили, то зажигалки бы точно не понадобились…

Отчаявшиеся наладить контакт с собственными детьми или хотя бы просто научиться с ними как-то справляться, родители/взрослые сделали их неприкасаемой кастой, воспитывать которую перепоручили школе, где педагоги-камикадзе с плохими минами на лице всякий раз делают вид, что ад — это другие. Латая прорехи далекого от совершенства гособразования, вынужденного как-то исхитряться обслуживать привилегированную школоту, учитель на замену Генри Бартс проходит через ряд весьма унизительных «процедур» и только что по фейсу не получает от учеников, но марку держит. В том смысле, что вторую щеку не подставляет, а отрешенно (detachment — оригинальное название фильма) пропускает «мимо ушей» ту агрессию, которую безмозглые и невоспитанные тинейджеры по привычке вымещают на преподавателях.

В образе главного героя и без 3D-очков просматривается образ Христа, который, как истинный «буддист», не отвечает им тем же, а всего лишь предлагает следовать его личному кодексу с одним-единственным правилом. И это срабатывает, в отличие от стратегий других учителей, одни из которых, чтобы избежать фрустрации и психических расстройств, научились разыгрывать из себя шутов гороховых, а другие уже и не пытаются прятать помешательство и все ожидания связывают либо с суицидом, либо с реставрацией фашизма.

Изысканные, как кружево, форма и монтаж превращают картину в сложносочиненный коллаж, где помимо главного героя нет персонажей с традиционно выписанными характерами. А тот факт, что Генри еще и постоянно комментирует события от первого лица, невольно документализирует происходящее. Изощренная структура изложения, по-видимому, напугала тех, кто так и не рискнул поработать с этой картиной, не только не гарантирующей легкого прохождения жареной кукурузы по пищеводу, но, напротив, сулящей очищающую рвоту.

Фото kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления