Все новости
Все новости

Шевчук под запретом

В Новосибирске тысячи собрались на концерт, который власти отменили в Тюмени, Омске и Кемерово

Поделиться

Вокруг концерта Юрия Шевчука, недавно прославившегося своим участием в московских митингах протеста, возникло много суеты: испуганные чиновники запретили презентацию его нового альбома «Иначе» в Тюмени, Омске, Кемерово и Юрге. Новосибирск оказался более либеральным — 24 апреля Шевчук выступил в ЛДС «Сибирь». Власти боялись зря: антиправительственную риторику на концерте рок-бард свел на нет. Более того, перед публикой он неожиданно предстал не потертым оппозиционером, страдающим от кризиса среднего возраста (таким он приезжал в столицу Сибири два года назад), а румяным рок-н-ролльным дедушкой, который благословляет внуков по всей России, чтобы те оставались добрыми и бесстрашными, чтобы обрели внутреннюю свободу, чтобы не обращали внимания на пропаганду власти, ведомую «людьми с песьими головами».

Справка: Шевчук Юрий Юлианович — родился в 1957 году. В 1980 году основал рок-группу «ДДТ» (так назывался популярный в СССР инсектицид, известны также расшифровки «Добрый День, Товарищи!», «Дураки из Дома техники» и «Дом Детского Творчества»). Православный. Участник протестных митингов. Концертировал в горячих точках — Чечне и Сербии во время бомбардировок.

Новый альбом «Иначе», который представлял Шевчук, оказался концептуальным циклом из 16 песен, связанных в одну историю. На огромном экране за музыкантами шел сюжетный видеоряд: на фоне обломков СССР, превращающихся в сочный мясной фарш, бритый паренек переживал мучительное взросление, карабкаясь из депрессии к потребительской мармеладной сытости, а из нее — к небесам внутренней свободы и обновленной России. Основной посыл альбома Шевчук объяснил на онлайн-конференции в пресс-центре НГС.НОВОСТИ.

Юрий Юлианович, что значит «иначе»? Что теперь иначе?

Юрий Шевчук: «Иначе» — это слово очень широкое. Пол менять мы никого не призываем. И ориентацию, разве что социально-политическую. Вот если мы будем хотя бы придерживаться десяти заповедей, то уже жизнь пойдет совершенно иначе. Если мы не будем воровать и убивать, будем любить друг друга — это уже очень радикально для нашей страны. Мы к этому призываем. Все пробовать на зуб своего менталитета, своей философии, своего сознания. Вот так. Иначе.

Бритый паренек на экране продирался через поросшее травой болото, гигантский муравейник подвергался бомбардировке разноцветными леденцами, по глади реки Невы шагала скукоженная пенсионерка, а Юрий Шевчук в привычном маяковском стиле рэповал про нарождающуюся Россию:

Рэп новых галлов, вандалов и гуннов

Поделиться


Вялится мясом в седле.

Мир многомерен, скрипят измерения,

Вертится вертикаль.

У хозяина праздник — рабы и холопы

Делят крошки на царском столе.

А мы наблюдаем, как в этой строке

Вновь закаляется сталь.

Новая Россия, вылетающая из меня,

Врезался в окна юным рассветом нового дня…

Поделиться

В какой-то момент Шевчук пригласил на сцену зрителей, они проходили по краю строем и Юрий Юлианович жал каждому руку и хлопал по плечу. Было трогательно. Всего ЛДС «Сибирь» собрал около 3 тысяч человек, добрая треть из которых ходила в начальную школу, когда Шевчук впервые спел свою «Последнюю осень». На удивление — хлопали, танцевали и подпевали. В темном зале, как 20–30 лет назад, качались волны огней зажигалок, вспыхивали бенгальские огни.

Народ собрался самый разнообразный — от вполне солидных господ до неформалов, а также представители городских окраин в кепках и спортивных костюмах. Многие из них приехали из Кемеровской и Омской областей, где концерты Шевчука были запрещены чиновниками.

Как вы отнеслись к отмене концертов в Кемерово и Омске?

Юрий Шевчук: Они боятся будущего, боятся этого слова «иначе». Они хотят жить в прошлом — всегда, вечно, стабильно. Я лично называю их феодалами. Феодалами Кемеровской области. Это чуваки, которые имеют замки за городом, мощную охрану, рыцарей, всяких там чуваков с песьими головами на «Мерседесах». У них есть власть. В Омске примерно та же ситуация (…) И вот этот страх — именно от этого чувства, что я есть истина, я есть правда. Все говорят: «А кто, кроме Путина? За кого голосовать?». Ребята, вот отсюда и растет страх, когда ты убежден только в одной идее и других не существует, и остальные все — враги. Человек, ищущий истину, выслушает все точки зрения и найдет свою. Он готов все выслушать, а эти люди не готовы, и у них есть только страх.

Любопытными оказались перемены в составе «ДДТ». Кроме Шевчука на сцене не оказалось ни одного, кого корреспондент НГС.РЕЛАКС видел 15–17 лет назад, в период расцвета группы. Большинству музыкантов было не больше 25 лет, и это еще сильнее выделяло мессианского Юрия Юлиановича, который счастливо и со значением прыгал, как кабарга, и даже забрался на огромный динамик.

Надо сказать, что в отличие от проработанности видео и насыщенности песен (стихи у рок-барда встречаются по-прежнему отличные) мелодика нового альбома оказалась весьма бледная.

Ни одного хита, который бы хоть как-то застрял в голове, в «Иначе» не оказалось. Из запомнившегося музыкального — лишь бритая под ноль Алена Романова, украсившая рок-н-ролльное рубилово русскими народными припевками.

Как вы думаете, почему некоторые музыканты негативно отзываются о технике игры вашей группы?

Юрий Шевчук: Таких музыкантов слишком грузит форма. Не знаю, понимаете, для меня очень важен концепт, мне не важна мода. Еще раз повторяюсь — важна современность. Почему к нам люди ходят на концерты? Потому что мы ставим вопросы современности в своем творчестве. А другие люди говорят: «Да что «ДДТ»? Грузно все. Грузят-грузят». Дорогие друзья, для некоторых дураков все грузно, что выше яиц. Душа, сердце, разум — все очень грузно. Ну и не грузитесь — бог с вами.

Впрочем, предъявлять Шевчуку претензии, что на гитаре он играет не как Джимми Хендрикс, мысли на концерте и не возникало. Он был открыт, если не распахнут, улыбался до ушей и своими песнями уверял собравшихся, что все у них обязательно получится. Слава богу, Шевчук не напоминал покойного Гари Мура, Яна Гиллана, Глена Хьюза и прочих пожилых бойцов рок-фронта, приезжающих в Новосибирск собирать объедки былой славы. Неуклюже и наивно, но душевно и со страстью он таки нащупал современный нерв Болотной и Сахарова, а для «цифрового поколения» единственный из старых рокеров оказался чем-то вроде нравственного ориентира. Потому что, в конце-то концов, кто кроме Юрия Юлиановича споет еще про «Уродину»? Нет таких.

Полная запись онлайн-конференции с Юрием Шевчуком на НГС.НОВОСТИ.

Владимир Иткин

Фото Стаса Соколова

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter