26 октября вторник
СЕЙЧАС +5°С

Комплекс провинциальности

В четверг на экраны вышел «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденн, самых почитаемых режиссеров Европы последних пятнадцати лет

Поделиться

Поделиться

Братья далеко не молоды: старшему более 60, младший чуть помладше. Оба живут в маленьком бельгийском Льеже, который по населению в 7 с половиной раз меньше Новосибирска. Там же и снимают свои фильмы, которые стабильно попадают в конкурс Каннского фестиваля, а два вообще получали там «Золотую пальмовую ветвь» («Розетта», 1999, «Дитя», 2005). «Мальчик с велосипедом» едва не принес им третью.

Кино, которое снимают братья, вполне реально сделать у нас. Технически, по крайней мере. Что касается гуманистического посыла, философской глубины, социальной остроты, то картины бывшего новосибирца Андрея Звягинцева ни в чем работам бельгийских мэтров не ступают. Другое дело, что, выбравшись в столицу, Звягинцев, как и прочие его собратья по цеху, родившиеся в российской провинции, уже вряд ли вернется назад. Хотя сейчас под его имя можно было бы находить достойное финансирование и в Сибири.

Не скрою, меня пробило на патриотизм. Пробило после «Портрета в сумерках», снятого в Ростове-на-Дону, таком же городе-миллионере, как и Н-ск. Если бы это кино сняли у нас, я бы, наверно, весь распух от гордости. Одного такого фильма было бы достаточно, чтобы заговорить о производстве кино. «Портрет в сумерках» развеивает представление о том, что кино европейского уровня у нас можно снимать либо в столице, либо в Питере. Теперь оказывается, можно и там, где отродясь не снимали, то есть — на периферии.

На Западе, похоже, комплекс провинциала с некоторых пор не актуален. И лучшее тому подтверждение — братья Дарденн, которые не соблазнились переездом ни в Париж, ни даже в Брюссель. А у нас продолжает переживаться затянувшийся процесс под названием «детская болезнь крутизны». Так, по аналогии с известным текстом Ильича, хочется назвать производимые местными неофитами визуальные зрелища, которое по форме напоминает что-то среднее между рекламными роликами и home video.

Лично для меня главным в кино всегда были и остаются две вещи — чувства и мысли. И в какие бы одежды ни рядились иные «фильмы», без этих ингредиентов они останутся пустыми. Еще 20 лет назад мне казалось, что Россия окончательно переболела кооперативным кинопроизводством. Тогда в год у нас снимали до 400 картин. Из 395 на следующий день после премьеры можно было без зазрения совести делать пленочные гирлянды для елок. К середине 90-х это «кино» выгнало из кинотеатров последнюю публику. И вот теперь то, что лучше всего вписалось бы в формат домашнего просмотра или, как теперь принято говорить, — квартирника, странным образом попадает на большие экраны местных кинотеатров.

Вы только не поймите меня правильно, я тем не менее за толерантность. Но невольно вспоминается Гоголь: вот если бы голову Звягинцева соединить с самодостаточностью братьев Дарденн, да добавить к этому напор местных неофитов от кино, то кто знает, какой интересный McGuffin мог бы в итоге поучиться. И тогда бы не только Ростовым прирастало могущество российского кино, а европейское — бельгийским Льежем…

Фото kinopoisk.ru

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...