NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

с-з.

756мм 47%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Развлечения «Иллюзии»: юмор висельника

«Иллюзии»: юмор висельника

В театре Афанасьева поставили новый спектакль — по пьесе Вырыпаева

Лет десять назад, когда Иван Вырыпаев был в зените своей славы, я пошла смотреть постановку его нашумевшего «Кислорода». Рядом со мной сидел сердитый молодой человек лет 25, который то и дело матерился в голос, а потом вдруг презрительно сплюнул в проход. Все это в целом произвело на меня, студентку первого курса, большое впечатление. Так я познакомилась с новой драмой, которая началась для меня с Вырыпаева.

На днях я побывала в театре Афанасьева на закрытой премьере нового спектакля «Иллюзии» по пьесе Вырыпаева — пьесе, которую очень трудно ставить на подмостках, потому что это сплошь многостраничные монологи, прерывающиеся выкриками «Пауза!». Пьеса, написанная очень виртуозно, с фокуснически слоящимся сюжетом, у которого по ходу спектакля открывается одно, второе, третье, четвертое дно — этакий кубик Рубика, который в течение часа с небольшим четыре актера вертят перед зрителями на сцене.

Это история двух семейных пар, проживших вместе до глубокой старости, пересказанная в очень энергичных, порой нервных, порой ироничных, порой мелодраматических монологах четырьмя актерами. История настолько схематичная и надуманная, что если начать ее пересказывать здесь, получится что-то вроде спойлера мыльной оперы. Но этой обманчивой схематичностью, запутанной во множество фатальных узлов, зрителя, вроде как настроившегося на мелодраму, провоцируют намеренно. Две женщины и два мужчины в конце жизни понимают, что прожили совсем не то, что думали: не тех любили, не тех хотели, а те, кого любили, любили других, что любовь — это совсем не то, что кажется, а врать можно даже на смертном одре, хотя это не так — просто шутка с летальными последствиями, родившаяся из какого-то мимолетного ностальгического чувства одного из героев. Но только-только тон спектакля начинает приобретать мелодраматический накал, как тут же кто-то выворачивает все наизнанку либо саркастичной репликой в духе «А еще у нее был рак груди. Это шутка!» или еще больше запутывающими историю прибаутками про инцест, либо ироничным хмыканьем, либо какой-то совершенно внезапной выходкой — чего стоит одна лишь мизансцена, где во время трепетного чужого монолога Андрей Яковлев, будто заскучав, начинает упорно оттягивать сзади брюки в попытке поправить трусы.

Это спектакль, в котором актеры никого не играют — у них нет персонажей как таковых, нет своей истории. И потому успех или неуспех спектакля зависит в большей степени от того, вытянут они эти тона и полутона монологов, смогут ли поймать нужные, сперва почти неуловимые нотки, неожиданно скакнуть из мелодрамы в комический обертон. Спектакль Афанасьева проносится на одном дыхании — словно американские горки, швыряя зрителя вверх-вниз. Драматичная Жулянова, ироничная Мордвинова, скучающе-неловкий Яковлев и циничный Поляков — все актеры очень тонко обошлись со своими образами. «Я думал, что мир твердый, а он — мягкий», — вдруг доходит до обкурившегося профессора. Безусловно, «Иллюзии» — это юмор висельника, но это ирония не столько над эфемерным чувством любви, сколько над эфемерностью вселенной вообще.

Фото Юлии Лебедевой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления