NGS
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

сев.

758мм 39%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Развлечения Зураб Церетели: большой и толстый

Зураб Церетели: большой и толстый

В НГХМ открылась выставка уволенного из мэрии Москвы скульптора, страдающего гигантоманией

В воскресенье, 4 марта, я раздумывала, как мне провести этот день — сходить на выборы или отправиться на открытие выставки Зураба Церетели в НГХМ. Все-таки перевесил Церетели, так как, подумалось мне, там будет веселее. Как выяснилось потом, с моей стороны это был своего рода оппозиционный акт, правда, совершенно нечаянный — оказывается, аккурат неделю назад Церетели уволили из мэрии Москвы. Но, если честно, мне бы хотелось говорить о деятеле искусства как о деятеле искусства — вне общественного и политического контекста, который порой, как в случае с тем же Михалковым, способен затмить и изгадить даже самое талантливое творчество.

Да, я не люблю Церетели, каким его знает широкая общественность. Не выношу его безвкусной гигантомании, вульгарной царственности, его скульптурных громадин, и да, меня раздражает, что он в каждой бочке затычка, слишком вольготно чувствует себя в роли придворного художника. Вообще, трудно представить, как можно питать хотя бы уважение к скульптору, изваявшему монумент Путина, причем совершенно чудовищный, похожий на надгробный памятник. Думаю, у большинства Церетели вызывает именно такие ассоциации, заставляя вспомнить стометровый памятник Петру I. И первый вопрос, который возникал у новосибирцев, узнававших о том, что к нам везут Церетели: «Куда? На аэродром, что ли?».

На самом же деле Церетели куда более интересен, занимателен и многогранен, чем принято о нем думать. В НГХМ два этажа музея заполнены его объемными эмалями, бронзовыми рельефами, цветной графикой и гигантскими живописными полотнами. О таком Церетели мало кто знает, хотя те же горячие эмали, созданные в уникальной технике, которой, как я понимаю, нет аналогов в мире, — явление крайне любопытное. Я не могу назвать это мощным искусством, скорее — весьма оригинальным и, чего уж, зрелищным видом декоративного искусства, которое странным образом сплавило живопись модернизма и постмодернизма, скульптуру с элементами коллажа и даже реди-мейда, захватив по пути совершенно отчетливые и узнаваемые эксперименты в духе Пикассо, Дали и Шагала. Последних трех не разглядит только ленивый — настолько их влияние бросается в глаза. Огромные руки персонажей, грубые и детально проработанные фаланги пальцев и ногти, хрестоматийные диспропорции тел и лиц, фигуры, врастающие одна в другую, орнаментальные игры цвета… Но при этом и живопись, и бронзы, и эмали Церетели как-то предсказуемо этничны — два этажа населены толпами грузинских дворников, сыроваров, виноделов, музыкантов, знакомых художника, как вдруг посреди этой тусовки, выписанной с претензией на эпичность, появляются гигантские полотна, изображающие Андрея Бартенева и Чарли Чаплина.

Конечно, церетелевская тяга к монументальности и гигантизму во всем поражает до глубины души, а в определенный момент даже начинает смешить. Все-таки привычка — страшное дело. Чего стоят живописные полотна, занятые каждый одним персонажем, — в буквальном смысле от пола до потолка. Даже как-то не по себе становится, оказавшись в маленьком зале в окружении нескольких таких однообразных гигантов. Даже его подсолнухи настолько пастозны, что лепестки краски топорщатся с поверхности полотна сантиметра на 2. Видно, что скульптор, не привыкший ограничивать себя в масштабах, привык к размаху и иначе как будто уже не может. Впрочем, посмотреть на это более чем любопытно.

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления