Когда на улице плевок замерзает на лету, особенно приятно пойти в кино и посмотреть фильм про Гавайи. Бренчание укулеле, голубые лагуны. Капитан Врунгель, опять же. Исключительно этим я и руководствовался, когда решил посмотреть «Потомков» с Джорджем Клуни в главной роли. Хотя аннотация скорее отпугивала. «Главный герой — богатый гавайский землевладелец, вместе с двумя дочерьми предпринимает попытку найти любовника жены, искренне веря, что таким образом спасет семейный очаг». Не могу сказать, что проблемы гавайского землевладельца мне близки. Хотя, с другой стороны, гавайское землевладение вызывает теплые чувства. Ты сидишь на своем собственном бескрайнем пляже — в кресле-качалке, на шее цветочное ожерелье… Отбросив сомнения, я купил билет в кинотеатр.
Справка: «Потомки» (The Descendants, США, 2011). Черная комедия-мелодрама о обретении мира скоромным гавайским землевладельцем. Премия «Золотой глобус» за лучший фильм и лучшую мужскую роль. Режиссер: Александр Пейн («О Шмидте»). В главной роли: Джордж Клуни («Мне бы в небо»). 115 мин.
Фильм оказался хорошим. Не прорыв, но таких простых и одновременно крепко сбитых психологических лент нынче выходит не так много. С другой стороны, если ждешь динамики, «Потомки» могут показаться скучноватыми. Однако «скука», пожалуй, не подходящее слово. Скорее — размеренность. Что-то такое ощущается в «Серьезном человеке» братьев Коэнов. Размеренность и цинизм.
Мэтт Кинг, герой Джорджа Клуни (отличный все-таки актер!), как уже было сказано, — землевладелец, потомок гавайской принцессы и американских колонистов. На стенах в его вилле — их портреты, солидные господа с пушистыми бакенбардами. Когда-то они, алчные авантюристы, захватили большущую бухту, а сейчас их благополучные потомки, лишенные напора прадедов, греют пузо на солнышке и мечтают продать семейные земли американцам.
И тут, как на грех, жена на моторной лодке очень сильно ударяется головой. Попадает в больницу и там потихоньку отдает концы. А еще выясняется, что у нее был любовник, какой-то тупой ублюдок. И бассейн у виллы весь зарос какой-то гадостью — Мэтт расчищает его граблями под звуки укулеле. И дочери — одна пьет спиртное и дружит с приятелем, похожим на Бивиса, другая снимает полумертвую мать на мобильный телефон, чтобы показать одноклассникам. И все родственники вокруг — жадные дебилы. И на весь этот адский кошмар с укором смотрят со стен смурные прадеды. Комический эффект создает контраст — нечеловеческая красота пейзажей и гавайская гитара.
Джордж Клуни ходит посреди этого безобразия и пытается все уладить. Детский взгляд его источает благостность и доброту. Он печалится о продаже бухты, утешает дочерей, родственников, любовника и жену любовника. Но, в общем-то, ему наплевать.
Когда жена умирает (этот исход ясен с начала), он садится на диван, обнимает дочек и кушает земляничный десерт. Довольный и тихий. Довольный — потому что жена, наконец, закончилась, а землю он, несмотря на возмущение родственников, не продал.
Несмотря на неброскость, «Потомки» — из тех фильмов, которые в память западают накрепко. И несмотря на всю гавайскость, главная тема оказывается родимая, русская — из Антона Павловича Чехова: стоит только заменить гигантские реликтовые деревья коа и гавайские розы на вишневый сад, а тяготы пузатых гавайцев на стенания русской интеллигенции.
Потому как мы все — «потомки», только кто-то печалится по дворянским гнездам, кто-то по сталинскому государственному могуществу, а кто-то по гавайской лагуне. И каждого укоряют со стен свои портреты с пенсне, усами и пушистыми бакенбардами.
Когда же Клуни, умудренный опытом, хоронит жену и поедает десерт, сразу вспоминается Андрей Платонов: «Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки». Разница невелика, но есть. Все-таки с земляничным десертом на Гавайях оно как-то поцивилизованнее. Да и рынок недвижимости благополучнее (скромный домик с участком — $700 000), если уж речь зашла о землевладельцах.
Владимир Иткин
Кадры из фильма — kinopoisk.ru