«Цыганские дьяволы» привезли в Новосибирск редкий 170-килограммовый инструмент и сыграли на нем с завязанными глазами. Шоу вышло виртуозным
«Цыганские дьяволы» привезли в Новосибирск редкий 170-килограммовый инструмент и сыграли на нем с завязанными глазами. Шоу вышло виртуозным.
Про словацкий оркестр «Цыганские дьяволы» ходило так много самых невероятных разговоров еще задолго до начала Рождественского фестиваля, что не пойти на их концерт в ДКЖ мне просто не позволила совесть — хотя бы потому, что когда еще в следующий раз в Новосибирске представится возможность увидеть и услышать цимбалы? Это такой редкий струнный ударный инструмент, на котором играют деревянными молоточками. В Новосибирск 170-килограммовые цимбалы приехали вперед самих музыкантов и проходили таможенный досмотр целые сутки. Признаться, увидев примерную программу концерта — Дворжак, Альбинони, Кальман, Лист, Брамс и попурри из еврейских, цыганских и словацких народных песен, — я поняла, что каких-то особенных изысков от концерта ждать не следует. Будет этакое академическое шоу, в котором музыканты будут соревноваться в виртуозности, исполняя всем известные и давно растащенные на рингтоны произведения.
Представьте, что вы оказались внутри фильма Эмира Кустурицы. Примерно такое ощущение мне довелось испытать, слушая и наблюдая за этими темпераментными словаками. Обузданные гелем черные кудри, алый шейный платок, поющая романсы виолончелистка — сами музыканты утверждают, что происходят из древних цыганских родов и потому впитали эту национальную музыкальную харизму с детских лет. Но консерваторскую рафинированность не спрячешь — порой безудержная феерия давалась с натугой. Прежде всего, это касается Сильвии Саркози, виолончелистки, которая по совместительству исполняла романсы — слишком скованно, слишком академично, в ее манере определенно не хватало разнузданной цыганщины, да и с таким глубоким голосом ей бы не романсы петь, а баллады в стиле соул.
В целом же, то, что делают «Цыганские дьяволы», — почти что цирковой номер, и лично мне было интересно наблюдать перво-наперво за умопомрачительной техничностью и приемами, с которыми они играли всем известную классику и музыкальный фольклор. Даже если вы миллион раз слышали Каприччио № 24 Паганини, вам будет любопытно услышать, как Эрнест Саркози исполнит это не на скрипке, а на цимбалах. Интересно, что на высоких регистрах этот инструмент напоминает воздушную арфу, а при тихих ударах молоточком звучит будто клавесин со старой пластинки. Играет Саркози настолько яростно и темпераментно, извергая высокоскоростные тремоло и арпеджио, что цимбалы ходят ходуном — в минуты такого апофеоза меня даже немного тревожило, как бы цимбалы не рухнули под напором брутального Саркози или, не дай Бог, не лопнули струны, как это регулярно происходит у Дениса Мацуева, который рвет струны у роялей.
Пока же на заднем плане с густым ревом и треском отлетающих от грифа струн играют два контрабаса, а первая скрипка виртуозно играет флажолетами и в предельно высоких регистрах, где срывающийся звук уже заходит на частоты комариного писка, свой отдельный номер показывает кларнетист Золтан Грунза. Он играет сразу на двух кларнетах и редком национальном венгерском инструменте тарогато, который по звучанию мне напомнил жалобную восточную зурну. То и дело Грунза доставал из заднего кармана брюк разные мундштуки и быстро менял язычки в кларнетах.
Ну и, разумеется, большинство зрителей в зале собрались не для того, чтобы в очередной раз послушать «Чардаш» Монти в аранжировке для двух скрипок, двух контрабасов, альта, виолончели, кларнета и цимбал, а чтобы посмотреть, как Эрнест Саркози будет играть на цимбалах с завязанными глазами и наощупь через скатерть. Выглядит определенно зрелищно. Пожалуй, «Цыганских дьяволов» вообще следует слушать вживую, наблюдая за их игрой как за спектаклем.
Фото rg.ru