
Поделиться
Часто вспомнить музыку, сопровождавшую приятный вечер, проведенный в новосибирских барах или кафе, не удается. Зато врезается в память музыкальный террор. Например, радио, где хиты 90-х перемежаются рекламными роликами, в красках описывающими муки геморроя. Или внезапно прерывающая задушевный разговор в пабе вероломная атака прокравшейся на сцену группы, играющей на стадионной громкости. Корреспондент НГС.РЕЛАКС опросила полдесятка рестораторов, чтобы выяснить, как они формируют музыкальную политику своего заведения.
Ольга Пономаренко, менеджер бара «Уголок святого Патрика», отвечающий за музыкальную политику: «Музыкальную политику с «живыми» группами сложно описать, я не слишком разбираюсь в их музыке. У нас есть постоянный набор групп, которые у нас выступают, — «Тритон», «Навигатор», Street Fiddlers, «Компадрес»… В основном они перепевают известные хиты. Связано ли это с тем, что у них мало своего материала, или с тем, что публика хочет слушать знакомые песни? Думаю, поровну и по той, и по другой причине.
Днем, когда музыканты не играют, у нас играет фоновой музыкой либо музыкальный канал по «тарелке», либо, когда «тарелка» сбоит, играет диск. Есть примерный список дисков, которые можно играть, что попало ставить нельзя. Играть может, например, Майкл Джексон, Робби Уильямс… Радио играет редко, и ранее претензий посетителей по этому поводу не было (претензии к громкому радио на летней веранде высказала корреспондент НГС.РЕЛАКС. — Е.П.). Радио включают, когда есть какие-нибудь проблемы с музыкальным центром: диски быстро портятся, их хватает ненадолго. Вообще у меня ощущение, что в большинстве заведений музыка одинаковая — везде играет один и тот же музыкальный канал».
Юлия Мельникова, замдиректора кафе восточной кухни «Самарканд»: «Мы получаем диски от консульства Узбекистана, постоянно держим связь с Ташкентом, нам привозят оттуда новую музыку — и эстрадного направления, и более традиционную народную. Последний раз, например, привезли сборку арабских мелодий, которая сейчас популярна в Узбекистане. У нас играет певица Юлдуз Усманова, которая очень популярна на родине, а недавно собрала аншлаг в ДКЖ. В ротации обычно несколько дисков, а освежаем мы музыку примерно раз в сезон.
На мой взгляд, хорошая фоновая музыка для кафе или ресторана — та, которую не запоминаешь, потому что она гармонирует с интерьером, обстановкой, временем дня. Лично мне нравится классическая музыка в «Островском», а по утрам — энергичная музыка в «Чашке кофе». В Новосибирске у большинства заведений музыкальной политики, четкой концепции нет. Играет, вероятно, то, что нравится управляющему».
Ресторатор Денис Иванов («Чашка кофе», Beerman&Grill и др.): «Вообще-то в приличных гастрономических ресторанах по всему миру фоновой музыки нет вообще. Атмосферу в популярном ресторане создают голоса гостей и звон тарелок.
Что касается ситуации у нас, то изначально в российских ресторанах представлений о подходящей музыки особо не было. Везде играло не то, что подходит к формату, а то, что в представлении владельцев, нравится большинству. Меня всегда удивляла Пугачева в грузинских ресторанах и Джо Дассен — в итальянских. А я никогда не пытался ориентироваться на то, что нравится людям, — мы стремились быть трендсеттерами. И я сторонник аутентичности: китайскому ресторану — китайская музыка. Я помню, как до перехода на «цифру», пять-шесть лет назад, я лично подписывал каждый диск: эта музыка для обеда, эта для вечера, эта для пасмурной погоды, эта для солнечной…».
Марина Трякина, управляющая рестораном «Шемрок»: «В качестве фоновой музыки у нас включен канал VH1 Classic (зарубежный рок, поп и соул 60–90-х годов. — Е.П.). В свое время у нас были, как это принято в пабах, живые выступления музыкантов по четвергам, от которых мы потом отказались, придя к выводу: нашим гостям это не нужно, вечером они хотят отдохнуть. Поэтому мы и открыли отдельную концертную площадку.
Изначально планировалось, что это будет старый рок для аудитории 35–45 лет. Этой идее соответствуют первые привозы (Константин Никольский, «Крематорий»), но не могу поручиться, что так будет и дальше. Лично у меня нет нареканий по поводу музыки в новосибирских барах и ресторанах».
Григорий Морозов, хозяин пивной «Шульц»: «У нас играет музыка, соответствующая заведению. Либо немецкий фолк, либо немецкая эстрада второй половины ХХ века, но в основном 70–90-х годов, этакий немецкий вариант «Ретро-FM». Иногда разбавляем англоязычным старым роком.
Музыку в основном отбираю лично я. Если говорить о немецкой музыке, то тут, в основном, мы качаем с интернет-радиостанций и отсеиваем не менее 70 % — слишком печальные песни, например, не поставишь. Если говорить про англоязычные песни, то тут я руководствуюсь, скорее, своими предпочтениями — нравится мне, скажем, Дэвид Боуи, значит, он будет. И тут, конечно, важно чтобы музыка была слушабельной: не слишком попсовой, но и не бьющей по ушам среднему слушателю. Поэтому «Металлику» или «Моторхэд» я не поставлю.
Причина, по которой у многих заведений нет яркой музыкальной политики, в том, что это дело трудоемкое, и хоть сам ты эту музыку не сочиняешь, но в него все равно нужно душу вложить. У нас в работе постоянно десятки часов музыки, и я на ее отбор тоже трачу много часов. В этом нужно быть заинтересованным лично — передоверишь кому-нибудь «подобрать немецкой музыки», тебе запишут пару часов, и не факт, что хороших песен».
Елена Полякова
Фото thinkstockphotos.com