18 октября понедельник
СЕЙЧАС +0°С

«Джейн Эйр»: опасная связь

Страстная и страшная экранизация готического романа о невинной сиротке и демоническом мужчине

Поделиться

Поделиться

Справка: «Джейн Эйр» (Великобритания, 2011) — драма по одноименному роману Шарлотты Бронте (1847). Сирота, выросшая в приюте, устраивается гувернанткой в мрачное поместье к одинокому джентльмену. Режиссер: Кэри Фукунага. В ролях: Миа Васиковска («Алиса в Стране чудес»), Майкл Фассбендер («Бесславные ублюдки», «Люди Х: первый класс»). 115 мин.

Поделиться

Девушка, подобрав длинные юбки, бежит под дождем через мрачную пустошь, как будто за ней гонится собака Баскервилей. Упав у порога дома добрых людей, героиня просит помочь спрятаться. Отогревшись, девушка по имени Джейн Эйр начинает вспоминать. Вспоминает детство в холодном и голодном приюте, таком высокоморальном, что синяки от преподавания Закона Божия у сирот не переводились никогда. Из приюта Джейн вышла взрослой девицей, которая «никогда не была в городе, никогда не разговаривала с мужчиной». И поступила гувернанткой в старинное мрачное поместье. Официальная обязанность — обучать английскому языку и приличным манерам откуда-то взявшуюся здесь, в английской глуши, развязную девочку-француженку. Неофициальная обязанность — забавлять своим острым умом и независимостью суждений (редкой для середины ХIХ века, эпохи чепцов и обмороков) опекуна девочки и хозяина поместья мистера Рочестера — демонически интересного мужчину. Смиренная Джейн уже была готова променять разум на чувства. Но тут оказалось, что мистер Рочестер не совсем тот, за кого себя выдавал.

Поделиться

Поделиться

Искренние ли, или жестокие намерения у мистера Рочестера, пристающего к Джейн со странными разговорами? Что за чертовщина творится в поместье? От кого, в конце концов, Джейн в итоге будет убегать под дождем? Вообще, тревожности прописано предостаточно уже в литературном первоисточнике, готическому роману (читай — «Сумеркам» для современниц и следующих поколений) без нее никак. Но в экранизациях готическая тревожность часто затмевалась мелодраматичностью страданий гордой девицы. А на этот раз те, кто не читал книгу, могут смотреть кино как триллер.

Поделиться

Ну а тем, кто помнит роман, остается получать удовольствие от того, как тонко и со вкусом с ним обошлись создатели фильма. Это, что называется, хорошее британское кино для взрослых. В смысле, тех взрослых, которые давно забросили привычку ходить в кино (потому что там одни трансформеры в сумерках).

Поделиться

Тревога здесь нагнетается исподтишка (в самом начале фильма появляется страшный карлик с ножом, который, подойдя поближе, окажется всего лишь противным мальчиком). Будто в фильмах Романа Полански, гладкость и красота классической постановки почти незаметно искажается легким гротеском. Гротеск здесь придает камере непривычный взгляд, напоминает, что в Англии ХIХ века люди отличались от нас не только костюмами, но и мировоззрением. Ракурсы выбраны так, что дети не выглядят детьми (они чуть ли не размером со взрослых), свет выстроен так, что у взрослой и маленькой Джейн практически одинаковое лицо. Дело в том, что ценность детства как особенного мира — изобретение более позднего времени, а в то время дети воспринимались как «недоделанные» взрослые.

Поделиться

Актерский состав (начиная от великой британской леди Джуди Денч в роли экономки и заканчивая собственно исполнителями главных ролей) сложился из сплошь незаменимых. В предыдущих экранизациях на роль английской серой пташки-дурнушки Джейн подбирали донельзя хорошеньких чернобровых панночек в самом соку. Почти бесплотная, из косметических ухищрений явно знающая только умывание слезами, Джейн в исполнении Миа Васиковски наконец-то восстанавливает справедливость. Ну а Майкл Фассбендер не только гипнотически сексуален, но и ухитряется играть трагического мужчину с демоническими бакенбардами (персонажа по нашим временам хоть убей смешного), не будучи при этом комичным.

Поделиться

Кстати, при всем соблюдении целомудрия романа, прямо-таки физически ощущается, как персонажам тесно и жарко объясняться в чувствах, будучи закованными в глухие одежды и строгие нравы того времени.

Романная Джейн Эйр кому-то запомнилась как девица, страдающая ради ныне устаревших моральных норм, гордостей и предубеждений. А кому-то — как женщина, которая хочет сама распоряжаться своей жизнью и, по сути, — определять для себя эти моральные нормы. Новая экранизация акцентирует второй вариант: не любовные томления, а женскую независимость мышления. Приятные джентльмены галантно предлагают Джейн передать им ответственность — но она не соглашается. Судя по тому, как часто барышни ссылаются на мнение «моей второй половинки» во всем — от политики до вреда бюстгальтеров, — этот вопрос еще не так уж и устарел.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...