Какие только средства передвижения не придумывали писатели-фантасты. Самыми интересными мне всегда казались два из них: самодвижущиеся дорожки-траволаторы и самоходные двухколесные или вовсе летающие платформы с ручкой от самоката. Если учесть, что фантазии писателей относительно способов передвижения рядовых пешеходов по улицам футуристических городов с 70-х годов прошлого века никуда не продвинулись, можно считать, что будущее в Новосибирске настало этим летом. Корреспондент he испытал первые в Сибири общедоступные сегвеи и попытался понять, как эти штуки работают.
Сегвей — американский электросамокат — 10 лет назад изобрел американец Дин Кеймен. Поточное производство устройств уже в 2002 году наладил американский мультимиллионер Джим Хеселден. Он основал компанию Segway, которая начала продавать двухколесные электроскутеры по всему миру. Их стоимость начинается от 3 тыс. долл.
Вес устройства без батареи около 40 кг, ширина 60 см, а полезная нагрузка — до 140 кг. Один аккумулятор позволяет проехать до 40 км. В зависимости от модели эти показатели могут варьироваться. Машина может двигаться не только по асфальту, но и по грунту, а зимой на шипованной резине — по снегу и льду.
В основе работы скутера лежит система гироскопических и жидкостных датчиков наклона, которые объединены под контролем запатентованной системы Dynamic Stabilization. Она позволяет определять нарушение балансировки при изменении положения корпуса ездока до 100 раз в секунду. Два колеса сегвея расположены параллельно друг другу. И каждое приводится во вращение своим электродвигателем, реагирующим на изменения равновесия машины.
В Первомайском сквере для проката доступны два сегвея. Обычно их паркуют у одной из лавочек за фонтаном. За 100 руб. любой желающий может трижды прокатиться вокруг фонтана (всего 500 м или 3–5 мин.). Для сравнения: в Санкт-Петербурге за 100 руб. дают проехать 400 м, а во всем мире оплачивают не расстояние, а время проката. В Москве и Сочи час на сегвее обойдется в 3–3,5 тыс. руб., в Питере и Киеве — 1000 руб., а, к примеру, в Лондоне первый час в переводе на наши деньги будет стоить около 300 руб., а последующие — около 100.
Новичкам в Первомайском сквере сначала включают минимальную скорость. В принципе, это ограничение с первого раза не ощущается.
Когда я встал на сегвей, первое, что захотелось сделать — удержать равновесие. Голова понимает, что ты стоишь на площадке между двумя колесами, и приказывает ногам искать равновесие.
Устройство ловит сигналы мышц и делает возвратно-поступательные движения. Скутер проезжает на сантиметр вперед, затем возвращается назад. Снова вперед, опять назад. Девушка-инструктор объясняет, что при наклоне водителя вперед сегвей начинает катиться вперед.
— Как это вперед? Я же упаду, если наклонюсь!
— Не упадете, машина устойчивая и поедет вперед.
— А люди с сегвеев падают?
— Люди и с собственных ног могут упасть. Не бойтесь, попробуйте, у вас все получится.
С этими словами инструктор отпускает руль, и скутер катится вперед. Голова полагает, что тело начинает падать и приказывает корпусу откинуться назад. Я откидываюсь назад, скутер останавливается. Вновь немного наклонился вперед, вцепившись руками в руль. Скутер поехал. Я начал входить во вкус. Чем больше наклоняюсь, тем быстрее еду. При отклонении корпуса назад, скутер сначала снижает скорость, затем останавливается и начинает движение задним ходом. При наклоне вправо электродвигатель соответствующего колеса замедляется, в то время как левое колесо крутится с прежней скоростью. Самокат поворачивается в нужную сторону, при этом радиус поворота остается минимальным.
Руль в сегвее нужен разве что для придания ощущения безопасности. Никакой полезной нагрузки на него не ложится. Первые пару кругов я с опасением смотрел на бесчисленное множество детей и стариков, которые ходили вокруг. Казалось, что устройство неуправляемое. Ближе к третьему кругу понял, что как бы сильно я не наклонялся вперед, скутер сумеет ускориться так же сильно, чтобы я не упал.
Дети, лужи и голуби перестали быть значимым препятствием: я начал объезжать группы пешеходов, проезжать по лужам, даже попытался ездить восьмерками. Ощущения невероятные!
После шестого круга возвращаюсь к лавочкам. Спускаюсь с сегвея и по инерции чуть наклоняюсь вперед. С горечью понимаю, что человеческий опорно-двигательный аппарат совсем не совершенен. Ведь ходить двумя ногами куда как неудобнее, чем ездить на этой фантастической штуковине.
Раньше я хотел себе велосипед. Но от природной лени и нежелания ходить по магазинам, выбирать, а потом часами колесить по городу и пригороду, постоянно придумывал причины, по которым я не могу его приобрести. Теперь, кажется, я нашел более веский аргумент для отказа от двухколесного друга из прошлого: кажется, мне нужен велосипед нового поколения, которому для движения нужны не педали, а емкий аккумулятор.
Единственное, что настораживает в истории с сегвеем — причина смерти его создателя Джима Хеселдена, который в 62 года отправился осматривать своих владения на последней модели электроскутера. Как установили следователи, мультимиллионер не справился с управлением, проезжая мимо крутого обрыва, и упал в реку Варф. Как сообщает The Daily Telegraph, тело предпринимателя с многочисленными переломами нашли на берегу реки местные жители. Рядом с ним лежал сломанный двухколесный скутер Segway.
Кирилл Маковеев
Фото wikimedia.org (1), автора (2), Марии Шепелевой (3), gamevent.ru (4)