В новогодние каникулы в прокат вышло кино, в котором сталкиваются не просто звезды, а целые вселенные — Джонни Депп и Анджелина Джоли, разыгрывающие криминальный роман в Венеции. Несмотря на криминал и в высшей степени серьезное выражение лица Деппа на афишах, «Турист» никоим образом не триллер. Это, скорее, винегрет из легких жанров — прежде всего романтической комедии и элегантного грабительства в духе «Одиннадцати друзей Оушена» и прочих лент, где главное не сюжет, а красивая жизнь в ассортименте.
Справка: «Турист» (The Tourist; США). Учитель из американской глубинки в турпоездке в Венецию знакомится с загадочной красавицей и становится объектом охоты мафии и Интерпола, принявших его за криминального авторитета. Остросюжетная романтическая комедия. Римейк французского фильма «Неуловимый» / Anthony Zimmer (2005). Режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк («Жизнь других»). В ролях: Джонни Депп, Анджелина Джоли. Бюджет 100 млн долларов. 103 минуты.
Словечко «турист» в устах полицейских, мафиози и прочих занятых делом людей в фильме неизменно имеет непередаваемо брезгливый оттенок. «Турист» это тот, кто испуганно сосет электронную сигарету, беспрерывно извиняется, живет и путешествует по расписанию, — особого вреда от туриста нет, но и проку не дождешься. То ли дело международный авантюрист, враг государства и великий комбинатор. Именно такую яркую личность по имени Александр Пирс в «Туристе» разыскивают Интерпол и Скотланд-Ярд. Никто не знает, как выглядит Пирс; единственная ниточка к нему — роковая женщина в исполнении Анджелины Джоли, за которой агенты следят день и ночь с понятным энтузиазмом. Чтобы направить их по ложному следу, героиня Джоли в поезде на Венецию подсаживается к простому туристу — тихому и неуклюжему учителю математики из американской глубинки, которого играет умеренно обезображенный легкой пухлостью и округлой бородкой Джонни Депп.
Весь вечер учитель неловко топчется под закаливающим душем ледяного и целеустремленного кокетства попутчицы. А на следующий день серьезные парни с большими пистолетами начинают гоняться за ним — босым и одетым в трогательную полосатую пижаму — по хрустящей под ногами черепице венецианских крыш и готовым скрыть навеки не один труп венецианским каналам. Дело в том, что вначале Интерпол, а потом и обокраденные Пирсом мафиозные подельники решают, что искомый преступник это и есть наш турист.
Снявший «Туриста» немецкий режиссер с невообразимым именем Флориан Хенкель фон Доннерсмарк идет по следам Тимура Бекмамбетова. Обоих заметили после громких лент о дикостях, свойственных их сумрачным родинам. Бекмамбетов в «Ночном дозоре» живописал вампиров Москвы; фон Доннерсмарк в оскароносной «Жизни других» — агентов Штази. Попав на заметку, оба были приглашены в США снимать кино о том, как Анджелина Джоли меняет жизнь затюканного лузера. Но распорядились ценным ресурсом (Анджелиной) Бекмамбетов в «Особо опасен» и немецкий аристократ в «Туристе» совсем по-разному.
Ясно, что главная приманка «Туриста» — смертельный киноаттракцион «две суперзвезды на афише».
И уже не в первый раз он оборачивается надувательством. Двум грандиозным эго тесно в кадре, как толстякам, усевшимся на одно сиденье в маршрутке. Партнер Джоли по фильму мог бы процитировать героя «Над пропастью во ржи», записав в мемуарах «танцевать с ней было все равно что таскать по залу статую Свободы», — если бы сам не был так вял, механистичен и при этом привычен и узнаваем каждым прищуром и ракурсом. И вместе, и по отдельности суперзвезды «Туриста» в своем венецианском вояже проявляют не больше харизмы, энергии и эмоций, чем путешествующий по миру садовый гном из «Амели».
Но даже если смириться с превращением былых икон в садовых гномов, окажется, что быть беззаботным фильмом о венецианских забавах «Туристу» не дает еще и полное отсутствие чувства ритма и единого стиля.
Он старается быть бесшабашным и забавным, а вместо этого то впадает в тоскливую затянутость, то пытается суетливой музыкой втолковать зрителю, что на экране происходит нечто волнительное. Мафия, преследующая Джонни-туриста и его каменную гостью, смахивает на ожесточившихся от прослушивания радио «Шансон» Труса, Балбеса и Бывалого. Депп же почему-то среди этого фарса (дурашливостью смахивающего то ли на старый Голливуд, то ли и вовсе на «Бриллиантовую руку») играет своего тихого американца с такой тоскливой серьезностью и робостью, как будто это третьестепенный персонаж в камерной драме о тщетности всего сущего.
В итоге в «Туристе» только два однозначных достоинства: Венеция, которую как самый киногеничный город в мире трудно испортить, и финальный сюжетный туз в рукаве (впрочем, за него нужно благодарить французский фильм «Неуловимый», скороспелым и совершенно ненужным римейком которого «Турист» и является).
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru