Острая стадия поттеромании позади. Рьяные фанаты, конечно, чтут святыню. Но большая часть населения остыла. Тематические вечеринки с полосатыми шарфами пропали, а книжки кто-то взял почитать и не вернул. Оно и к лучшему: идеальное состояние для просмотра нового «Поттера» — умеренная осведомленность. То есть все книги прочитаны (или все фильмы просмотрены) — иначе вы вовек не выберетесь из-под лавины вопросов «Кто эти люди?». При этом большая часть сюжета — кроме сути — благополучно забыта, чтобы каждый поворот истории с треском и взрывом черного дыма был полноценным сюрпризом. «Ой, а если бы это еще в 3D было!» — подпрыгнув в очередной раз на кресле, припугнула спутника девушка в соседнем с корреспондентом НГС.РЕЛАКС кресле только что открывшегося в «Синема Парке» зала IMAX. Это после того, как на весь — почти 200 квадратных метров — экран распахнула пасть атакующая змея.
Справка: «Гарри Поттер и дары смерти» (Harry Potter and the Deathly Hallows; США-Великобритания) — первая часть экранизации последнего сказочного бестселлера Джоан Роулинг. Власть в волшебном мире захватывают последователи темного лорда Волан-де-Морта, а Гарри Поттер отправляется бродяжничать в поисках талисманов для последней битвы со злом. Режиссер — Дэвид Йетс («Гарри Поттер и орден Феникса», «Гарри Поттер и принц-полукровка»). В ролях — Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Райф Файнс, Хелена Бонэм Картер. Бюджет — около 150 млн евро. 146 мин.
Изначально действительно планировалось выпустить первую часть «Даров смерти» в 3D. Но после того, как схлынул эффект «Аватара», требовавший перегнать все на свете в стереокартинку, студия призналась, что не успевает выпустить в срок качественную 3D-версию. Тем не менее вторая часть «Даров смерти» следующим летом выйдет и в трехмерном варианте. Тут, конечно, можно пошутить, что зритель тем временем сильно подрастет. Но это опять же к лучшему.
Фильм практически начинается с брошенного на растерзание трупа замученной немолодой женщины — с любопытствующим наездом камеры на лицо. Сказочки кончились: уже в начале фильма все добрые (или, точнее, — нормальные) волшебники уходят в подполье. Власть в магическом мире захватила фашистская партия последователей лорда Волан-де-Морта, намеренная приступить к геноциду неполноценных. То есть ничего не подозревающего человечества.
Предсказуемо, но от того не менее эффектно новый порядок показан замесом германской и итальянской эстетики 30–40-х годов. В министерстве магии появляются понятные мускулистые статуи и пропагандистские брошюры с кулакастыми защитниками на обложке, призывающие давить «грязнокровок». До дня победы еще далеко, Штирлиц пока бродит по лесам и любуется березками. В роли Штирлица, естественно, выступает (теперь уже семнадцатилетний) Гарри, который готовится к последней битве с Волан-де-Мортом. Чтобы быть готовым к битве, нужно пройти квест: разыскать один за другим разбросанные по стране талисманы с кощеевой иглой — частичками души темного властелина. Сопровождают его верные Рон и Гермиона. Так что большая часть фильма — это скитания трех ссорящихся, растерянных подростков по лондонским улицам и перелескам-долинам, отдающие Стивеном Кингом и «Ведьмой Блэр».
Пахнет тестостероном, на лицах замерзающих в палатке среди снегов Гарри и Рона заметная щетина. Взрослеют ревнивые фантазии Рона о том, чем за его спиной занимаются Гарри и Гермиона: одежда в фантазиях не фигурирует.
Вместе с взрослеющими героями меняется и режиссерский взгляд: холодеет, трезвеет. То есть, с одной стороны, зрелищные эпизоды — летающие мотоциклы, атакующие твари и прочие катастрофы — сняты с повышенной эффектностью. С другой — собственно магических завитушек-фокусов для сказочной атмосферы в фильме минимум. Например, как выглядит свадьба волшебников? Не отличается от человечьей. С этим новым реалистичным взрослым взглядом сама магия в сказке приобретает характер дурного сна, сюрреалистического абсурда. Ушедшая в подпольщики троица героев с головокружительной частотой телепортируется с одной окраины родины на другую. И то и дело меняет внешность (оборотное зелье течет рекой). В самой сумасшедшей сцене партизанская деятельность требует придать внешность Гарри чуть ли не десятку персонажей — и вот десяток Поттеров стоит посреди комнаты, пытаясь вспомнить, кто из них настоящий. В другой Гарри, опять же шпионажа ради, превращается в чиновника министерства магии — натурального нацистского функционера с тревожным взглядом и в черном кожаном плаще.
Разделив фильм пополам, на самом интересном месте, создатели так и не нашли времени ввести публику в курс дела. Не надо тащить на фильм бойфрендов и бабушек, пропустивших все предыдущее, — это закрытая вечеринка. Строго говоря, для фильма необходимость знать первоисточник — обычно позорный диагноз. Но поттериану, видимо, пора уже признать особым случаем. Да и, судя по сборам, ее создатели знают, что делают.
Зато «Дары смерти» наконец окончательно избавлены от мучившего все предыдущие фильмы сбитого пыхтящего галопа по сюжету, обретя вместо этого размеренное, мощное — и местами леденящее — дыхание.
Ходили слухи, что последний фильм может снимать сбившийся в последнее время с пути культовый режиссер М. Найт Шьямалан. Или лучший в мире специалист по монстрам и детскому отчаянию Гильермо дель Торо. В итоге на капитанском мостике остался подзатравленный фанатами штатный режиссер последних фильмов поттерианы Дэвид Йетс — и напоследок все-таки показал класс, сняв чуть ли не лучший фильм серии, которая после третьего фильма не могла предложить ничего, кроме суетливой бури спецэффектов в стакане. «Дары смерти» же — кино большого стиля, этакие «Унесенные ветром» поттерианы — с душераздирающими смертями, страстями и прощаниями, роскошными ландшафтами и предчувствием настоящей войны.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru