NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

1 м/c,

ю-в.

752мм 85%
Подробнее
4 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Реклама
Развлечения «Начало»: головотяпство со взломом

«Начало»: головотяпство со взломом

Самый захватывающий блокбастер года показывает, что скрывается на подземных этажах в ваших снах

Если в «Начале» и спрятана мораль, то она довольно обидна: ваш внутренний мир не такой удивительный и творческий, как вам кажется

На этой неделе на экраны вышел один из тех фильмов, которые имеют свойство то и дело всплывать в беседе вскриками: «А ты уже смотрел?». «Начало» — один из самых интригующих и многообещающих (и дорогих) фильмов года со слоганом «Место преступления — твое сознание» издалека было похоже на «Матрицу». Но вблизи оказалось построенным на схеме классического фильма аферы: виртуозный вор в исполнении Леонардо ДиКаприо собирает идеальную команду для преступления века, которое случится именно внутри чужого сознания. Идея фильма о взломщиках, способных проникать в чужие сны, родилась у режиссера Кристофера Нолана десять лет назад. Перед ее воплощением в жизнь он снял два фильма о том, что реальность врет, — «Помни» и «Престиж», — а потом доказал умение обращаться с бюджетами, потренировавшись на мышах: превратив детского Бэтмена в «Темного рыцаря».

Справка: «Начало» (США) — фантастический фильм о взломщиках, проникающих в чужие сны, чтобы похищать мысли. Режиссер — Кристофер Нолан («Помни», «Темный рыцарь»). В ролях — Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт («500 дней лета»), Марион Котияр («Жизнь в розовом свете»), Элен Пейдж («Джуно»), Кен Ватанаби («Письма с Иводзимы»). Бюджет — 160 млн долларов. 148 минут.

Работа взломщиков снов со стороны выглядит несколько однообразно и статично…

Кобб (ДиКаприо), разыскиваемый беглец от американского правосудия и специалист по проникновению в чужие сны, выполняет заказы по промышленному шпионажу — похищению ценных мыслей, существующих только в мозге объекта. Чтобы, наконец, перестать убегать, Кобб должен выполнить одно последнее задание. На этот раз он должен не украсть мысль из сна, а наоборот подбросить ее туда, как бомбу замедленного действия, спрятанную в уголке подсознания достаточно глубоко, чтобы носитель немедленно не выбросил привидевшуюся чушь из головы. Для финальной аферы Кобб набирает себе «друзей Оушена». В команду приходят: аптекарь, который подпаивает снотворным жертву и взломщиков; идеальный шпион, способный принимать в чужих снах любые обличья; и студентка-архитектор Ариадна (Эллен Пейдж), способная конструировать внутри сна целые миры-ловушки.

…однако внутри собственной головы спящие уходят от погони, стреляют, взрывают и устраивают рукопашный бой в невесомости
Важную роль в сюжете играет песня Эдит Пиаф, а актриса Марион Котияр ее как раз недавно сыграла

Однако на самом деле Ариадна получит задание конструировать максимально реалистичные города и интерьеры, по которым спящий будет бродить, не подозревая, что это сон, а все люди вокруг — либо проекции его подсознания, либо вторгшиеся взломщики. Есть только отдельные признаки того, что реальность нереальна: например, один из персонажей раскусывает подвох, упав лицом в ковер, который вроде бы знаком ему каждым пятнышком; но покупал он шерстяной, а этот — синтетика. Впрочем, наука сна сложнее: и озвученное изначально правило «убитый во сне просто просыпается» имеет оговорки и исключения. Но Кобб раскрывает все тонкости своей команде (и зрителю) постепенно, пока взломщики спускаются в чужой внутренний мир все глубже, снова укладываясь спать уже во сне. Криминальная афера распадается на боевики с перестрелками и взрывами, проходящие одновременно на нескольких уровнях сна. И это эффектно утраивает зрительское волнение: успеют ли герои спастись за отведенные им секунды?

Спящего бросают в ледяную ванну — в его сне на него обрушивается гигантское цунами

В «Начале» вы одновременно удираете от лавины и стрелков на снегоходах, находитесь в падающем лифте и пробиваете на автомобиле ограждение моста.

Персонажи редко дают себе волю увидеть во сне что-нибудь эдакое — вроде города, складывающегося пополам…

Ясно, что визуализировать сны — первейшая задача кино. Но чем больше кино удается погрузиться в иные миры, — и творчески, и технически, — тем стыднее зрителю за убожество его собственных снов и тем меньше веры в то, что сон можно зафиксировать на пленке. Дело в том, что настоящие человеческие сны на самом деле — обычно довольно малобюджетный жанр. Малобюджетный и по массовке, и по операторской работе: вам когда-нибудь снилось что-то тянущее хотя бы на Майкла Бэя, если уж не на Питера Джексона? Странным образом за сто лет кинематографического снотворчества правдоподобно показывать сны получалось только у немецких экспрессионистов аж 80 лет назад. Причем именно из-за того, что у них не было наших технологий и одинокие, мало похожие на людей персонажи бродили в мутно-коричневой монохромной полутьме с примитивными декорациями искаженных пропорций.

…или города, кусками осыпающегося в море

В общем, дивные визуальные технологии киношным снам, как ни странно, только вредят. Вот и создатели дорогущего «Начала» изначально минимизировали компьютерные спецэффекты, сняв многие из сцен по старинке: с трюками в декорациях.

Кен Ватанаби до «Начала» был известен ролью японского офицера в «Письмах с Иводзимы»

Но дикие фантазии и выкрутасы подсознания, в которых обычно и упражняются режиссеры-сновидцы, в «Начале» минимизированы еще жестче. Весь фильм героям снятся города и интерьеры — простые, заурядные и холодные, как полицейский протокол. Там нет чудовищ и бездн, есть только обычный враг взломщика-афериста — вооруженные охранники в униформе. Попытки взбунтоваться, скрутив пространство в рулон, редки. И даже найденный на дне сна воображаемый рай — идеальный город — нагнал бы зевоту даже на новосибирскую градостроительную комиссию.

Кристофер Нолан в очередной раз снимает классное развлечение, которое выглядит глубокомысленнее, чем оказывается на самом деле

Столь суровый реализм неизбежно разочарует зрителей, ожидавших страны чудес. Как и то, что история в фильме окажется далеко не такой замороченной, как можно было ожидать. Ничего нового и поражающего воображение — за исключением отдельных остроумных изобретений на уровне отмычек — в «Начале» не изобретено. Сама драма, которая обнаружится после расковыривания луковицы сновидений, тоже довольно подержанная.

Ну а фокус в том, что создатели «Начала» делают то же, что и команда Кобба. Из обыденного — готовых блоков летнего блокбастера и нескольких винтиков философской фантастики — они конструируют, кажется, лучший блокбастер года. И в мозг зрителя «Начало» на два часа вламывается с виртуозным профессионализмом: от начала и до конца на внешние раздражители от фильма отвлекаешься не больше, чем когда спишь. Разочарованы будут только те, кто ждал творческого безумия и прочих глубин, а взамен получил довольно неглубоко спрятанный в фильме намек на то, что внутренние миры и творческий потенциал людей обычно не так удивительны, как им хотелось бы верить.

Елена Полякова

Фото kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления