Самый многообещающий для киноманов фильм недели — фантастическая «Химера». Ну а самый многообещающий в качестве легкого развлечения для широкой аудитории — «Рыцарь дня». Для мальчиков здесь — погони и перестрелки, шпионаж и бешеные быки. Для девочек — романтическая комедия о трудностях флирта с обаятельным, опасным сумасшедшим. Впрочем, главная приманка «Рыцаря» — звездный состав: Кэмерон Диас и Том Круз последний раз мерились гонорарами в «Ванильном небе» десять лет назад.
Справка: «Рыцарь дня» (США, 2010) — шпионская романтическая комедия. Блондинка-автослесарь встречает в аэропорту симпатичного мужчину, который оказывается суперагентом в бегах и вынужденно присоединяется к его схватке с ЦРУ и мафией. В ролях — Кэмерон Диаз, Том Круз. Режиссер — Джеймс Мэнголд («Прерванная жизнь», «Поезд на Юму»). Бюджет — 125 миллионов долларов. 130 минут.
Джун, героиня Кэмерон Диас, — пусть и не ангел Чарли, но зато самый настоящий автослесарь, вскормленный на машинном масле в папином гараже. По пути на свадьбу младшей сестры, в туалете самолета Джун репетирует перед зеркалом непринужденный флирт с соседом по креслу — он, кажется, славный, у него нос и орлиный взгляд как у Тома Круза (ничто не выдает в нем сошедшего с ума и с собаками разыскиваемого бывшими коллегами агента ЦРУ). Обратно из туалета к своему месту Джун идет в подозрительной тишине, в салоне легкий кавардак, дверь кабины пилотов приоткрыта, мертвые пассажиры в креслах тихо покачивают головами в такт тряски самолета. А симпатичный незнакомец продолжает обаятельно улыбаться и пытается все объяснить: это заговор, его подставили, он был вынужден.
«Послушай, только не паникуй. Я контролирую ситуацию, но — пилотов с нами уже нет… Как ты спокойно отреагировала! Я очень рад».
Сообразив, что это не шутка, Джун наконец-то начнет реагировать на погони, похищения и перестрелки, как и положено Кэмерон Диас, — поскуливать, повизгивать и всячески усугублять милыми женскими глупостями и без того непростое положение. А положение действительно непростое: по пятам только-только начавших узнавать друг друга поближе одиноких сердец идут ЦРУ и оружейные бароны. ЦРУ пытается нейтрализовать своего вышедшего из-под контроля агента, а оружейные бароны — выкрасть вечный двигатель, который герой Круза таскает с собой под видом игрушки из «Киндер-сюрприза».
Некоторым бывалым путешественникам вообще может показаться удачной идея брать с собой в разведку или поход спутницу, которая большую часть времени находится без сознания, переодевая ее бесчувственное тело по своему вкусу и ситуации. Впрочем, эта идея наверняка насторожит вашего психоаналитика. В любом случае, благодаря обморокам Джун сценаристам фильма не приходится изобретать объяснения молниеносным перемещениям героев с тропического острова посреди океана — в заснеженные Альпы и так далее: каждый раз героиня просыпается с новым пейзажем за окном. Надо отметить, что пейзажи один другого краше — то дикий пляж, то блестящие после ночного дождя мостовые австрийского Зальцбурга. Туристические радости и есть значительная часть удовольствия от «Рыцаря», в общем-то, к просмотру совершенно необязательного.
Тихо проваливающийся в американском прокате, довольно несмешной и затертый в плане романтической комедии «Рыцарь дня» в первые десять минут кажется практически невыносимо скучным.
Только и остается, позевывая, сетовать на то, как жестоки крупные планы к уже не очень юным суперзвездам. Разогнавшись, шпионский боевик спасает положение. «Рыцарь» не столько пародирует штампы бондианы и борнианы (герой бежит по лезвию разрекламированной бритвы; в одной руке у него пистолет, в другой — спасенная блондинка), сколько с удовольствием ими пользуется. Впрочем, например, автомобильная погоня с перестрелками, в которой на равных участвуют бешеные быки с испанской корриды, — довольно любопытная находка.
Еще одно спасение для «Рыцаря» — харизма Круза. Манера его героя вести полномасштабные военные действия, не переставая дружелюбно улыбаться и по-карлсоновски приговаривать: «Спокойствие, только спокойствие… пустяки, дело-то житейское», — многое объясняет о самом Крузе или, по крайней мере, — его образе в желтой прессе. Парадоксальным образом, Круз — белозубая звезда, любимец женщин и гей-икона — совмещает этот светлый плакатный образ с репутацией слегка безумного сектанта.
Так, все таблоиды с радостным ужасом долго пережевывали историю родов его жены Кэти Холмс по всем правилам саентологии — учения с довольно неоднозначной репутацией. Достаточно посмотреть на обаятельное безумие Круза в «Рыцаре», чтобы представить, как именно он растолковывает семье на кухне необходимость очередного саентологического ритуала.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru