NGS
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

сев.

758мм 39%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Развлечения «Чужая»: эпоха русского быдла

«Чужая»: эпоха русского быдла

Бандитская Россия 1990-х в кровопролитном и экзистенциальном боевике «только для взрослых»

В отличие от американских суровых рейтингов, нередко подрывающих кассу, у нас редкая нашлепка «детям до 18 запрещено» — отличная реклама

На этой неделе на экраны выходит фильм, который смело можно обозвать вольным римейком «Чужого». Только вместо скафандров — спортивные костюмы и кожаные куртки, а в роли космоса выступают бандитские 90-е — эпоха большого взрыва, когда новый мир рождался на глазах довольно неприглядным образом. Про эту эпоху, страшно мифологизированную (даже люди, в жизни не видевшие живого бандита, вспоминают ее как время, когда «все ушли в бандиты»), действительно заметных фильмов не выходило, как ни странно, с середины нулевых годов. Последними заметными были «Жмурки» Балабанова и ненужное продолжение отличного «Бумера». «Чужая» в этом ряду выглядит более чем достойно.

Справка: «Чужая» (Россия) — криминальный боевик. В начале 90-х бандитская бригада едет с Украины в Прагу, чтобы забрать из борделя в заложницы сестру недавно арестованного бандита. В ролях Наталья Романычева, Евгений Ткачук, Кирилл Полухин, Александр Голубков, Анатолий Отраднов и Александр Корчагин. Режиссер — дебютант в большом кино Антон Борматов. Продюсер — Константин Эрнст. Фильм снят по вышедшему несколько лет назад отдельной книгой нашумевшему одноименному сценарию Владимира Нестеренко (известного как «Адольфыч»). Продолжительность — 110 минут.

«Чужая» снята по-телевизионному просто и почти безлико, но может похвалиться эффектной историей в основе

Украина, начало 90-х. Обдолбанный крэком, созерцаемый камерой, как ползающая за стеклом диковинная рептилия, стареющий авторитет Рашпиль посылает бригаду (опытный воевавший лысеющий Малыш и трое дерганых пацанов — Гиря, Шустрый и Сопля) в Чехию, чтобы доставить на родину девушку Анжелу («Чужая — такая вот кликуха»). Чужая — единственная родная душа недавно арестованного бандита по кличке Бабай, а значит — надежная заложница, чтобы Бабай не сдал серьезных людей. Покуражившись над копошащимися вдоль дороги крестьянами, кажется, не изменившимися со средневековья, бригада пересекает границу, прибывает в Прагу, ржет над тупыми европейцами и их смешным языком («русское быдло» — тихо чеканит официант).

Наркотики, спортивные штаны с лампасами, кожаные куртки, назойливая эстрада про красивую жизнь, полное отсутствие законов — в «Чужой» собраны все представления о 90-х
90-м годам так и не удалось превратиться в красивый киномиф вроде американских гангстерских 30-х…

Прелюдия довольно длинная, но это только начало истории, а самая история цитирует не столько криминальные драмы о беглецах от правосудия, сколько известную кинофантастику о том, что кого попало на борт брать не стоит. Едва ли стоит скрывать объяснение названия как финальный сюрприз. С тех пор как воистину гениальный отечественный переводчик, отмахнувшись от напрашивающегося «Пришельца», назвал фильм Alien «Чужим», само слово сразу ассоциируется не с правом на собственность, а с кислотной космической дрянью. В результате «Чужая» — редкий случай, когда мировое кинематографическое наследие в новом российском жанровом кино не сдувается под копирку в надежде выдать результат за пародию, а переосмысляется неожиданно — и действительно остроумно.

…возможно, потому, что наши пацаны вызывают в лучшем случае жалостливый вздох, но не тянут на обаятельных злодеев

Оригинальный сценарий «Чужой» был написан — как ответ «Бумеру» — загадочным киевским маргиналом Владимиром «Адольфычем» Нестеренко, вроде бы проведшим 90-е на криминальной передовой. В качестве продюсера — рулевой Первого канала Константин Эрнст. Сочетание слов «Первый канал» и «кино» заранее раздражает. Но, как и сериал «Школа», «Чужая» — освоение опасных новых земель.

Роль попавшей в беду девушки Анжелы, про которую старые знакомые почему-то говорят, что ее «в клетке держать надо подальше от людей», досталась неизвестной актрисе Наталье Романычевой

Тут нет ни одного затасканного в медиа лица — все актеры явились из театров и безвестных сериалов. Именно они, разогреваясь, вначале стаскивают фильм в юмореску, чересчур старательно изображая тупых быков, но потом расслабляются и осваиваются на глазах. Совершенно неизвестная Наталья Романычева в роли Чужой и вовсе выглядит как минимум отечественной Вайноной Райдер, наполовину трудным подростком, наполовину ведьмой, которой, судя по жизненному опыту и цинизму, должно быть лет триста — ведь нечисть, по поверьям, живет и дольше.

Ее спутников Малыша, Гирю, Шустрого и Соплю тоже сыграли незатасканные актеры — лица с передовицы «Комсомольской правды» свели бы фильм к фальшивой штамповке

Довольно редкий в нашем прокате тезис «лицам до 18 просмотр категорически запрещен» занимает на афишах «Чужой» место слогана — он и есть часть рекламной кампании.

Автор оригинального сценария «Чужая» Владимир «Адольфыч» Нестеренко, по его собственному утверждению, хорошо знает криминал 90-х изнутри

Потому что в «Чужой» есть несколько жестоких избиений, луж крови, с десяток хладнокровных убийств на два часа и один довольно нудный половой акт, — в общем, ничего такого, чего вы не видели по ТВ в прайм-тайм. Бьющие по глазам виртуозные диалоги оригинального сценария в фильме сильно сократили и очистили от щедрого мата — он сведен к нескольким репликам в совсем уж расстроенных чувствах. На бумаге история Чужой была редкой концентрацией злого напора и почти физически ощутимой вони от террариума, в котором жрут друг друга персонажи. А фильму, снятому довольно стандартно и приглаженно, без узнаваемого авторского почерка, не хватает не столько каких-то оригинальных режиссерских находок, сколько просто-напросто злой бесшабашной энергии (притом что история — как раз про нее и есть).

Изначально сценарий был написан как ответ «Бумеру»

Теоретически, судя по оригинальному сценарию, «Чужая» могла стать фильмом-бомбой, после которого хочется прямо сейчас выпить стакан водки. Но стала вполне крепким жанровым фильмом с минимумом фальшивых нот, с хорошей историей в духе фрейдистского кошмара — леди в беде оказывается даже не роковой женщиной, а, в общем-то, и не совсем человеком. И, как и полагается кино про мафию, «Чужая» норовит из частного случая превратиться в притчу о взлете и падении целого поколения на фоне унылых ковров по стенам и Жириновского и группы «Комбинация» в телевизоре.

Елена Полякова

Фото afisha.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления