Концерт группы «Мумий Тролль» прошел в минувшие выходные в клубе «Отдых», доказав, что русский рокопопс живее всех живых. Около 1000 человек не пожалели отдать по 1000 рублей за билет. В отличие от многих тихо доживающих свой век рокеров, чья слава пришлась на 90-е, «Мумий Тролль», как оказалось, вовсе не пробавляется паразитированием на ностальгических инстинктах оставшейся в закромах старой аудитории. В конце марта коллектив вернулся с крупнейшего фестиваля искусств в США, где успешно представил Россию, а со дня на день у него выходит новый альбом «Редкие земли». Песни с этой пластинки «Мумий Тролль» исполнил на прошедшем концерте, где явил публике нового, не гламурного, как все привыкли, а слегка безумного и скорее юродивого Илью Лагутенко.
Справка: Группа «Мумий Тролль» образовалась в 1983 году во Владивостоке. Популярность пришла после того, как лидер коллектива Илья Лагутенко разочаровался в работе коммерческого советника в Китае и Лондоне. Самый успешный альбом «Морская» (1997), хит с которого «Утекай» занесен в список «40 песен, изменивших мир» по версии редакции русскоязычного Rolling Stone. Всего у коллектива 15 альбомов вместе с новым «Редкие земли».
За час до начала мероприятия перед «Отдыхом» выстроилась аккуратная очередь — преимущественно из девочек старшего школьного возраста, как будто на концерт каких-нибудь Jane Air — то есть аудитория модной молодежной группы. Не обошлось, конечно, и без дамочек в шляпках за 30 и даже супружеских пар за 40, но основную массу все же составила молодежь, что несколько удивило.
В Новосибирск группа прилетела практически сразу после своего возвращения из Америки, где стала первым российским коллективом, выступившим на престижном фестивале искусств South by Southwest. А их англоязычный альбом Polar Bear, который вышел в США с переводами на английский таких хитов, как «Медведица» и «О, рай», вообще, как пишут таблоиды, «взбудоражил американскую общественность».
Илья, расскажите о вашем новом альбоме.
Илья Лагутенко: Там неожиданно для «Мумий Тролля» (далее МТ. — З.К.) присутствуют инструментальные композиции, которые в наших альбомах мы как-то стеснялись опубликовывать. В числе 14 песен есть дуэт с треш-шапито КАЧ «Наркотикам — нет».
Чем вызвано посвящение пластинки Василию Аксенову?
Илья Лагутенко: У него есть книга «Редкие земли», когда я ее увидел, то подумал: надо же, как интересно пересекаются творческие концепции. Это не только игра слов. Я знаю, что он слушал МТ и относился к нему положительно.
Всего на концерт собралось около 1000 человек — и это при том, что организаторами еще были приняты «противостолпотворительные» меры: «Мы сделали вход по 1000 рублей в день концерта не потому, что такие жадные, а потому что хотели ограничить число гостей. Иначе было бы не продохнуться», — признался Мансур Саффиулин, директор концертного агентства «Ягода».
Выступление задержалось минут на 40, за это время у сцены столпились малолетние бесшабашные фанатки, кто-то даже притащил самодельный флаг с символикой «Мумий Тролля», которым девчата исступленно размахивали до последней песни — как делалось на настоящих рок-концертах в былые времена.
Среди вашей аудитории немало эмо-подростков…
Илья Лагутенко: Если посмотреть на обложку альбома «Точно ртуть алоэ», то видно, что в группе МТ то самое эмо случилось за десятилетие вперед. Слава богу, наша публика не растет вместе с нами, а приходит новая. Про детей, которые приходят на наши концерты, я всегда говорю: это моя инвестиция в будущее!
Надо заметить, что сам Лагутенко, обычно появляющийся в несколько кукольном образе, вычурных костюмах и с блуждающей улыбкой Чеширского кота, на этот раз был не гламурным, а скорее несколько юродивым, демонстрируя на сцене контролируемое творческое безумие. В самом начале выбежал с барабаном подмышкой в клетчатой рубашке и растянутых трениках и, как заслуженный пациент желтого дома, принялся отплясывать какие-то шаманские танцы — которые было бы привычней увидеть в исполнении Петра Мамонова, например, но никак не Лагутенко.
Время от времени лидер МТ азартно тыкал карандашиком по клавишам аналогового мелафона и также использовал электронный клавишный инструмент фирмы Korg. Мелодика песен тоже заметно поменялась — из гламурной девочковой стала какой-то наркоманской с беснующимися инструментальными проигрышами чуть ли не в духе The Doors.
Публика на все реагировала отчаянно положительно. Взрослые состоятельные мужчины самозабвенно прыгали перед вип-столиками на балконе, искренне, по всей видимости, поверив, что они — кораллы, под одноименную песню МТ. А девочки кричали, что хотят от Лагутенко детей — в общем, все, как надо, — как в хорошем анекдоте про рок-звезд.
Зинаида Кузнецова
Фото Татьяны Кривенко