Хоррор о молодой паре, пытающейся выгнать из своей спальни расшалившегося барабашку, вышел в широкий прокат в важную годовщину. Ровно десять лет назад низкобюджетная и снятая трясущейся левой рукой «Ведьма из Блэр» собрала бешеные деньги, кокетливо выдавая себя на первых порах за документальное видео. С тех пор недуг псевдодокументальности и дрожи в руках мучил многих кинодеятелей — иногда результат восхищал, иногда вызывал только морскую болезнь.
«Паранормальное явление» продолжает традиции «Ведьмы». Оно снято одной ручной камерой, со всеми прелестями любительской съемки — блики, дрожь, искаженные цвета; никакой музыки, минимальный монтаж. Режиссер-дебютант Орен Пели снял «Явление» практически за неделю, не покидая собственного дома, и без детального сценария — актеры в основном импровизировали перед камерой.
Герои «Паранормального явления» — молодая парочка с правдоподобно нефотогеничными лицами — покупают камеру и, как водится, на радостях снимают все подряд. Затем выясняется, что камеру купили не баловства ради, а науки для: героиня с детства ощущает по ночам чье-то присутствие и мистическое сопение над ухом. Парочка устанавливает камеру в спальне и включает, засыпая. Камера фиксирует хлопанье дверей и тяжелую поступь за стеной. После почти часовой прелюдии дело, наконец, дойдет до криков «Что за хрень?», открытия «Здесь есть следы, ведущие в комнату. Но нет обратных следов» и отчаяния «Уже средь бела дня?».
Крошечный бюджет в случае «Паранормального явления» не подразумевает разухабистого трэша в духе «Зловещих мертвецов» (которые, несмотря на глумливую ухмылку, были куда страшнее, кстати). Самая шокирующая физиология, которая попадет в кадр, — большой синяк у героини по итогам потасовки с демоном в ванной.
Среди упоминаемых почти в каждом отзыве на «Паранормальное явление» забавных фактов — редкая боязливость самого режиссера Пели, которого в мурашки повергают даже «Охотники за привидениями».
Возможно, именно поэтому «Явление» в плане устрашающих средств — кино крайне интеллигентное.
Оно следует классическому правилу «чем меньше зритель видит, тем лучше» — и не позволяет себе ничего наглее, чем хлопнуть дверью, выключить свет, попортить коготком семейную фотографию в рамочке. И здесь, конечно, хотелось бы восхититься вкусом и ловкостью создателей, выдувших пузырь ужаса буквально из ничего.
Но — особенно после лавины восторгов в американской прессе — «Паранормальное явление» разочаровывает. Даже в лучшие свои моменты по шкале страха оно едва доползает до деления «умеренно жутко». Справедливости ради стоит оговориться, что до этой шкалы не доползают и многие студийные хорроры, с бюджетом превышающим «Паранормальное явление» в десятки раз.
«Явление» может похвастаться эффектной развязкой, которой зрителя хлопают по лицу без предупреждения, взрывая драматургические каноны.
В остальном же фильм практически не выходит за рамки клише. Во всем — вплоть до привычки героев, столкнувшись с неведомым, немедленно доставать неведомо откуда изящные переиздания средневековых трактатов с дивными гравюрами и черпать всю информацию оттуда. Герои американских мистических триллеров в этом плане, несомненно, самая читающая нация.
Ненакрашенные и невыспавшиеся безвестные актеры в мятых футболках, кстати, вполне правдоподобно держатся перед камерой, смешивая естественность с типичной для реалити-шоу наигранностью, которая постепенно превращается в истерику. Возможно, в оригинале персонажи еще и разговаривают как живые люди — и оттого англоязычный зритель за них не на шутку переживает. Но в дубляже персонажи говорят на специфическом сленге отечественного кинопроката: «Черт, ты пугаешь меня, малыш!».
И, возможно, стоит дождаться выхода фильма на DVD и смотреть его в условиях, приближенных к быту самих героев: то есть в режиме «один дома» и при выключенном свете, потому что хихиканье в полном зале лишает фильм последних шансов испугать более или менее уравновешенного зрителя.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru