Картина кинопремьер этой недели представляется душераздирающим зрелищем: огромный слон «Самого лучшего фильма» топает по кинозалам, а из-за внушительной задницы слона выглядывает, нервно поправляя очки, старый греховодник и признанный гений человеческой комедии Вуди Аллен. На Западе «Вики Кристина Барселона» вышла еще в прошлом году — и уже получила «Золотой глобус» (как лучшая комедия) и номинацию на «Оскар» для Пенелопы Крус (за лучшую женскую роль второго плана). Две американки — легкомысленная блондинка Кристина (Скарлетт Йоханссон) и в высшей степени правильная брюнетка Вики (Ребекка Холл — «Престиж») — прибывают в Барселону провести жаркое испанское лето у дальних родственников Вики.
Безработная Кристина недавно сняла фильм о том, почему так трудно дать определение любви (продолжительность опуса — 12 минут), Вики же пишет диплом о каталонском самосознании — с первыми двумя именами из названия все понятно. Ну, а Барселона — это все, что случится после того, как в ресторане с девушками познакомится мачо-художник (Хавьер Бардем) — в красной, разумеется, рубашке и, к тому же, по имени Хуан Антонио.
Кристина не прочь, но все пойдет не так, и дальше персонажи в любовном смысле будут раскладываться-накладываться разными комбинациями, — как карты в хитром пасьянсе. При этом алленовский пасьянс демонстративно разыгрывается как дельце легкое и ни к чему не обязывающее. Сексуальная энергия совершенно и старомодно невинной, несмотря на богатый связями сюжет, «Вики» не обжигает, а только слегка согревает; она безобидна и безопасна. Каждый кадр немыслимо красив: все акварельное, солнечное, золотое и прочие определения из той же упаковки. Все здесь — от маячащих на заднем плане архитектурных шедевров и испанской природы до нежно трепещущих на ветру маечек американских туристок — выглядит рискованно живописно (и сопровождается переборами испанской гитары).
Кстати, «Вики» — четвертая (из исчисляющейся десятками фильмографии) лента Вуди Аллена, действие которой происходит не в Нью-Йорке (предыдущие «Матч-Пойнт», «Сенсация» и «Мечты Кассандры» случились в Англии). Мэрия Барселоны вложила в фильм миллион евро, каталонские власти добавили еще полмиллиона. В совокупности это составило десять процентов от бюджета «Вики» (как сообщает BBC, местные налогоплательщики были не в восторге и ворчали по поводу того, что у Аллена вроде бы нет проблем с финансированием, а у Барселоны нет проблем с привлечением туристов).
Закадровый голос со сказочными интонациями то сопровождает действие туристической и бытовой чепухой («купили свечи ручной работы», «упивались художественными сокровищами города, особенно работами Гауди и Миро»), то проговаривает сюжетные повороты, которые в мыльной опере заняли бы пару серий.
Из той же эстетики мыльной оперы позаимствованы и телевизионные страсти между Марией «Зарэжу» Еленой (персонажем, скорее, альмадоваровским, чем алленовским) и Хуаном Антонио (он — такой мачо, что не удивишься, если он прямо между столиками ресторана примется закалывать шпагой быка).
Плюс — Вики и Кристина, сгруппированные по принципу, достигшему апогея в «Джентльмены предпочитают блондинок». И брюнетка, конечно, ханжа, а блондинка испытывает потребность донести до окружающих свой внутренний мир.
При всей этой форме пустячка шутки ради и игре со штампами «Вики Кристина Барселона» с беззаботным видом безупречно делает свое дело — кино оказывается абсолютно точным во всем: в кастинге, интонациях, подмеченных человеческих чувствах и реакциях. В нужных местах под гладкой поверхностью, по которой беззаботно скользят курортные романы «Вики», обнаруживается и грусть, и далеко уходящая глубина.
Одним словом, «Вики» понемножку оказывается маленьким, но шедевром, который ухитряется сразу восприниматься так, как будто смотришь старую, проверенную и зачтенную во всех списках классики романтическую комедию (и неслучайно современная Монро Йоханссон и вершина кастинга «Вики» Крус так похожи на кинодив в старом понимании слова).
Ну, а диалоги в фильме практически не дают шанса перестать улыбаться — концентрация алленовского остроумия (в его наименее мизантропической форме) здесь предельно высока.
— Вы страдаете от разрыва с женой и пытаетесь забыться с помощью пустого секса. (Вики ставит на место Хуана Антонио, предложившего девушкам переспать.)
— Пустого секса? Вы так низко себя оцениваете? (Хуан Антонио ставит на место Вики.)
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru