22 сентября среда
СЕЙЧАС +5°С

«Адмиралъ»: Колчак в проруби

На экраны вышел русский «Титаник» о любви и смерти на фоне гражданской войны

Поделиться

Колчак в «Адмирале» предстает не субъектом, а пассивным объектом истории. Зато — святым безгрешным мучеником. И в советской, и в постсоветской школе учили по-другому

Колчак в «Адмирале» предстает не субъектом, а пассивным объектом истории. Зато — святым безгрешным мучеником. И в советской, и в постсоветской школе учили по-другому

Поделиться

Лучше всего создателям фильма удалась война в ее зрелищном аспекте — цифровая графика морского боя и атаки выглядит вполне достойно, ощущается и эффект присутствия в окопах под снарядами и на палубе обстреливаемого корабля. Впрочем, таких эпизодов немного. Но и верить пафосным предпремьерным интервью создателей фильма, обещавшим серьезное кино, провоцирующее на реакцию «многодумал» (о судьбах Родины, величии любви и так далее), не стоит.

Куда лучше, чем мирное время, сведенное к сериальным китчевым картинкам «из дворянской жизни»…

Куда лучше, чем мирное время, сведенное к сериальным китчевым картинкам «из дворянской жизни»…

Поделиться

…«Адмиралу» удалась война

…«Адмиралу» удалась война

Поделиться

Любовная линия вынесена на передний план и — уже второй раз после «Иронии судьбы» — полностью провалена Елизаветой Боярской. В то, что героиня — навязчивая кокетка, бегающая за видным мужчиной в мундире с криками: «Вот! Я написала вам письмо азбукой Морзе!», верится охотно. В то, что ее Анна Тимирева — сильная неординарная женщина, пошедшая с Колчаком до конца, а любовь «крепка, как смерть», не верится совсем.

Фильм открывается красиво нарисованной сценой морского боя времен первой мировой войны

Фильм открывается красиво нарисованной сценой морского боя времен первой мировой войны

Поделиться

Никакой химии в целомудренных любовных сценах нет: Хабенский скучает, Боярская сияет (но это больше похоже не на сияние страсти, а на анекдот про блондинку, которая улыбается от вспышек молний, думая, что это ее фотографируют).

Сергей Безруков в роли генерала Каппеля, доводящего беззаветный героизм до черной комедии.

Сергей Безруков в роли генерала Каппеля, доводящего беззаветный героизм до черной комедии.

Поделиться

Поэтому остается только разглядывать исторический фон — и тут «Адмиралъ», кажется, призван разом компенсировать все советские фильмы про хороших красных и плохих белых. Создатели фильма в экстазе постанывают от благоговейного восторга перед культурными и набожными (молитва — главное стратегическое оружие) белыми офицерами. При этом (немногочисленная) массовка держится так, что еле разберешь, кто тут офицер, а кто — плебей-с и кому кланяться в ноги. Единственный заметный персонаж с изъяном на стороне Колчака — посланец Антанты (что с него, неправославного, возьмешь?). А вот «наши» за весь фильм не совершат ни одного стыдного поступка. Более того — не вспоминается ни одной сцены, в которой красный на глазах зрителя погибал бы от руки белого, пусть и в честном бою. Впрочем, красных на экране так мало, что пускать их в расход было бы расточительством. Противник сведен к безликой стихии, остающейся за кадром, нескольким комиссарам, нескольким немотивированно зверствующим матросам.

Любовь в «Адмирале» неубедительна…

Любовь в «Адмирале» неубедительна…

Поделиться

Местное население на экране тоже практически отсутствует (никакого белого террора, как и прочих пятен на мундире Колчака, вы тут не увидите).

…и столь же неубедительна эпоха

…и столь же неубедительна эпоха

Поделиться

Образовавшуюся в результате безлюдную пустоту, в которой почти весь фильм существуют Колчак и его соратники, можно при желании объяснить творческим замыслом — например подчеркивающим иллюзорность фигуры Колчака в качестве правителя, обреченность его стратегии и так далее. Но тогда, оставшись наедине со зрителем, адмирал должен был бы демонстрировать и раскрывать свою трагическую личность.

Неожиданно (после роли Маргариты в сериале по Булгакову) убедительна Анна Ковальчук в роли жены влюбчивого Колчака

Неожиданно (после роли Маргариты в сериале по Булгакову) убедительна Анна Ковальчук в роли жены влюбчивого Колчака

Поделиться

К сожалению, весь простор для развития личности, который дан Хабенскому сценарием, — возможность менять выражение лица на все более растерянное по мере приближения развязки. Хабенский, кажется, мог бы и больше, если бы его герою разрешили делать хоть что-нибудь, кроме как любить Родину и гражданскую жену.

Повоевать на море в фильме Колчаку удастся совсем недолго, а его исследовательская деятельность останется за кадром

Повоевать на море в фильме Колчаку удастся совсем недолго, а его исследовательская деятельность останется за кадром

Поделиться

Еще одно звездное имя с афиши «Адмирала» — Сергей Безруков в роли генерала Каппеля, китчевого русского богатыря по версии фильма. Ему достается два ударных эпизода. Но все предыдущие разноплановые явления артиста придали ему такой абсурдистко-комический ореол, что новая мощная роль неизбежно вызывает циничное хихиканье. Вот и здесь оба героических эпизода, увы, легко оборачиваются черной комедией. Вначале Безруков-Каппель зычным криком отправляет своих солдат на самоубийственную штыковую атаку против пулеметов (дальше совсем как в анекдоте: тоже хотел, но его отговорили). Затем он же, провалившись под лед, зачем-то отказывается от сухих сапог, что приводит к страшной хирургической сцене ампутации ног, в которой циничному зрителю опять же дают шанс найти абсурд и черный юмор.

При всем этом в «Адмирале» видны черты фильма, которым он мог бы стать, — не шедевра мирового кино, а качественного мощного исторического блокбастера. Но даже для штампованного просчитанного продукта «Адмиралъ» слишком искусственен и чересчур отдает синтетикой. Искусственны персонажи, искусственны их чувства, искусственна Россия вокруг них, нет ощущения эпохи, нет следов грязных дорог гражданской войны на персонажах, ничего нет.

В результате остается ощущение подделки, красиво, как уже было сказано, сделанной, но очевидно фальшивой и облепленной стразами — вроде невероятно пошлых кадров с бокалом шампанского, разбивающимся в замедленном показе.

Или целиком позаимствованного из «Титаника» финала (причем цитата далеко не ограничивается кадрами, в которых расстрелянный и сброшенный в прорубь Колчак медленно погружается в толщу воды) — штуковины настолько узнаваемой и увесистой, что утащить ее незаметно и безнаказанно так же трудно, как стырить люстру из Зимнего дворца.

Елена Полякова

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...