Развлечения Суши не чаю

Суши не чаю

На Фестивале японского кино продемонстрировали чайную церемонию, развлечения якудзы и, конечно, несколько харакири

Уложившийся в уходящую неделю Фестиваль японского кино в «Победе» был ориентирован на постигающих Восток (профессионально и в качестве хобби), а также на киноманов (в программу вошли фильмы, которые достать в Новосибирске, мягко говоря, нелегко). На глазах зрителя древние и современные японцы то заваривали чай, то делали харакири, то кланялись, то стреляли друг в друга (кое-что из этого «вживую», кое-что — на экране). Притом, чтобы все-таки попасть в число зрителей, нужно было либо подсуетиться, либо доказать свою любовь к японской культуре заранее.

«Мы вначале хотели пойти по обычному пути — продавать билеты. Но Посольство Японии поставило условие: билеты должны быть бесплатными, — комментирует Александр Спиридонов, директор культурного центра «Сибирь-Хоккайдо». — Мы отдали 25 % пригласительных на кассы кинотеатров, и люди, которые слышали о фестивале, могли их там взять. Остальные 75 % пригласительных распространялись через центр «Сибирь-Хоккайдо» среди тех, кто имеет отношение к Японии. Например, у нас в городе есть 9 учебных учреждений, в которых изучают японский язык, спортивные федерации, в которых занимаются единоборствами, и так далее... Через два дня пригласительных уже не было».

Справка: Это уже третий Фестиваль японского кино в Новосибирске. Впрочем, первые два фестиваля проходили с гораздо меньшим размахом и в отличие от нынешнего не имели поддержки японского посольства. Предыдущий фестиваль проводился в ДК «Академия» в 2002 году.

Фестиваль открылся во вторник фильмом «Смерть чайного мастера» (режиссер Кэй Кумаи, 1989 год), повествующим о пути одного из основателей японской чайной церемонии Сэн-но Рикю и других чайных мастеров XVI века.

Перед показом консультант МКЦ «Сибирь-Хоккайдо» Хироко Чиба, почтенная дама в голубом кимоно, продемонстрировала японскую чайную церемонию. Каждый жест проводящего чайную церемонию имеет ритуальное значение и строго регламентирован, каждое движение медленно и осторожно. Вначале предметы проходят ритуальное очищение. Затем мастер насыпает в чашку размолотый в пыль зеленый чай, добавляет кипяток и бамбуковой метелкой замешивает густую изумрудного цвета массу...

Чайная церемония проходит в тишине (либо гости могут вести неторопливую беседу). Надо отметить, что и во время самой церемонии, и до самого конца «Смерти чайного мастера» собравшиеся в большом зале «Победы» вели себя на удивление тихо, а судя по тому, что зрители практически не выходили из зала во время сеанса, случайных людей действительно не было.

В следующие два дня показали «Мой грандпа» (режиссер Еити Хигаси, 2003 год) и документальную ленту «Актер театра кабуки Итикава Энносукэ», которая сопровождалась лекцией Н.Г. Анариной (Москва) — крупного исследователя японского театра, и экранизацию романа Юкио Мисимы «Меч» (режиссер Кэндзи Мисуми, 1964 год) — фильм, переносящий самурайские идеалы в студенческую среду 1960-х годов.

«С философской точки зрения «Смерть чайного мастера» и «Меч» объединяет такое сложное культурное понятие, как «путь», «дорога» («до»), — рассказывал на открытии фестиваля Хироюки Уэно, первый секретарь Посольства Японии в России. — Сюда относится и искусство чайной церемонии, и искусство составления букетов из живых цветов, которое по-русски называется икебана, а по-японски заканчивается на иероглиф «до» («путь»). К этому же философскому понятию относятся и единоборства, такие как дзюдо. Иными словами, все эти традиционные виды искусств объединяет понятие «путь». Суть этого понятия можно охарактеризовать следующим образом: самосовершенствуясь, человек отдает все свои жизненные силы, чтобы мастерски овладеть искусством. Как вы понимаете, речь идет не просто об изучении чего-то, а о способе бытия, смысле и цели жизни для людей, вступивших на этот путь».

Или, как сказано в «Смерти чайного мастера», «Путь чая предполагает любование одним цветком».

Фестиваль завершился фильмом любимца публики Такеши Китано «Сонатинэ» (1993 год). «Мой грандпа» и «Сонатинэ» можно охарактеризовать как фильмы о честном герое в криминальном мире, — пояснил на открытии господин Хироюки Уэно. — В самой Японии этот жанр — повествование о герое, который в мире якудзы (мафии) ведет себя честно и руководствуется высшим понятием долга, — собирает довольно много поклонников».

1f499101b651d37bf2313b57f118836901fb70c2_220.jpg\"
#migratePortalSpaceInjector#

«Сонатинэ» — одна из первых лент, благодаря которым Китано заметила и полюбила аудитория за пределами Японии. В самой же Японии фильм был встречен сдержанно — аудитория не сразу свыклась с превращением Китано из бешено популярного в 1980-е годы комедийного артиста в режиссера изрешеченных пулями, одновременно трагических и жестоко смешных фильмов о якудза. Впрочем, потом все изменилось, и о культовом статусе Китано среди самих якудза сегодня ходят легенды.

В «Сонатинэ» рассказывается об отряде якудза, который во время крупной гангстерской войны должен на некоторое время укрыться в глуши, на морском берегу. Несмотря на то что «братва» периодически все-таки стреляет друг в друга, будни ненадолго вырвавшихся из темного городского подполья мафиози, забывших о том, что их дела еще не завершены, все больше напоминают пионерлагерь с коллективными играми на свежем воздухе. Предводитель отряда (его играет сам Китано) днем валяет дурака, пугая подчиненных игрой в русскую рулетку (с разряженным пистолетом), а ночью во сне стреляет себе в висок по-настоящему. Примерно так же выстроен и сам фильм: трагический с изнанки, с невозмутимым спокойствием (или хладнокровным юмором) демонстрирующий насильственные смерти, но для просмотра ясный как воздух и легкий как приморская прогулка. В отличие от других фильмов фестиваля его можно (и очень даже нужно) найти для домашней синематеки.

Елена Полякова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
Летнее Солнцестояние — 2024: что делать в этот день, чтобы зарядиться энергией — советы астролога
Юлия Тарантина
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Мнение
«А рожать в таком городе не хочется»: молодая мама из Новосибирска — о недоступности транспорта для людей с колясками
Татьяна Строкатова
молодая мама
Рекомендуем
Знакомства
Объявления