
В новосибирских школах не хватает учителей по многим предметам
В новосибирских школах к началу нового учебного года 2025/2026 не хватало более 700 учителей. В некоторых учебных заведениях дефицит ощущается наиболее остро — одному учителю-предметнику нередко приходится вести еще несколько дисциплин, которые порой даже не связаны с его основным профилем. Корреспондент НГС узнала, насколько остро стоит ситуация в городе с педагогическим составом, как школы выходят из положения, что об этом думают педагоги, директора учебных заведений и родители школьников, а также выяснила, какие вакансии для учителей есть в Новосибирске и сколько специалистам готовы платить. Подробности — в материале НГС.
«Он не учит»
Мы попросили читателей НГС поделиться своими примерами — как в школах, где обучаются их дети, обстоят дела с кадрами. Большинство признались, что педагогов не хватает.
Мама школьника Яна, не назвав учебного заведения, сообщила, что в их школе, например, учитель труда ведёт помимо основного предмета географию, биологию, музыку и черчение, а математику преподаёт 19-летний студент. По наблюдениям матери, результаты ОГЭ по математике в классе, где учится её ребёнок, очень низкие — из 66 учеников сдали только 27.
Аналогичная ситуация обстоит в школе, где учатся дети Ольги. Некоторые учителя числятся на двух предметах, которые не взаимосвязаны и даже и противоположны.
В школе № 72, где обучаются дети Анастасии, второй год не могут найти учителя физики.

В некоторых школах предметников не могут найти по нескольку месяцев и даже лет
«Нет учителя уже второй год. Говорят, не хватает по городу в целом, и что институт теперь в Новосибирске не выпускает учителей физики. В нашей школе учителя начальной школы по два класса ведут», — поделилась сибирячка.
Дочь Евгении учится в 10-м классе школы № 91. Там нет учителей химии и математики.
«Учитель математики серьёзно заболела, и неизвестно, когда выйдет работать. У дочери просто этих уроков нет сейчас в расписании. На собрании 26 сентября сказали, что вакансии размещены», — сообщила Евгения.
Также откликнулся ученик школы № 192. Молодой человек отметил, что в их в учебном заведении не хватает учителей географии, истории, общества и технологии. Все эти предметы ведёт один и тот же человек.
«Учитель сам вроде предметник по географии, но ведёт все эти предметы. Он не учит. На уроках ничего не делаем, а домашнего задания задаёт много. Я хочу сдавать географию. Придётся нанимать репетитора», — вздыхает школьник.
Корреспондент НГС направила в указанные читателями школы запросы с просьбой пояснить, действительно ли проблема с кадрами настолько актуально и как планируют её решать. Ответы мы опубликуем, как только получим.
Что предлагает рынок
В мэрии Новосибирска в ответ на запрос корреспондента НГС сообщили, что накануне нового учебного года в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования мэрии Новосибирска, разместили 754 вакансии учителей-предметников.
По данным официального сайта города, в Новосибирске 215 общеобразовательных учреждений. Среди них 129 — общеобразовательные школы, 17 гимназий, 21 лицей, 16 школ с углублённым изучением отдельных предметов, 2 образовательных центра, 2 учреждения «Начальная школа — детский сад», 1 школа-интернат, 12 вечерних школ, 15 специальных (коррекционных) школ. НГС также отправил запрос в мэрию, чтобы уточнить, сколько всего учителей работает в муниципальных школах города.
«Наиболее востребованные педагогические должности — учитель начальных классов, математики, русского языка, литературы, биологии, химии и иностранного языка», — сообщили в мэрии.

В частных школах, в отличие от государственных, учителя зарабатывают больше
Аналитики «Зарплаты.ру» на рынке вакансий для учителей замечают изменения — по данным сервиса по поиску работы, количество вакансий для педагогов за год уменьшилось на 20%, при этом число резюме выросло на 2%, а количество откликов стало больше на 4%.
Наиболее дефицитные профессии, по данным аналитиков, на август 2025 года — учитель начальных классов, учитель математики, учитель английского языка, учитель русского языка и литературы, учитель информатики.
«Из трендов стоит отметить, что снизилось количество вакансий в онлайн-школы, особенно преподавателей английского языка. Ранее они были на втором месте по популярности», — отметила менеджер по связям с общественностью «Зарплата.ру» Татьяна Старостина.
При этом, более высокие зарплаты сейчас традиционно предлагают в частных образовательных учреждениях.
Медианная зарплата учителей за год увеличилась на 13% и составляет сейчас 45 тысяч рублей. Выросли за год на 10% и зарплатные ожидания педагогов, сейчас эта сумма — 55 тысяч рублей. К сожалению, ожидаемые зарплаты соискателей уже два года подряд превышают медианное предложение от работодателей.
Аналитики hh.ru выявили, что за летние месяцы 2025 года школы Новосибирска и области открыли 67 вакансий для педагогов. Кроме муниципальных общеобразовательных школ, вакансии открывали и специализированные заведения — школы программирования, онлайн-школы, частные школы, «школа открытий» и «школа искусственного интеллекта». Аналитики этого сервиса по поиску персонала выявили более высокую медианную зарплату у педагогов — 50 тысяч рублей.

Желаемые зарплаты учителей отличаются от фактических
Предлагаемая зарплата, по данным аналитиков сервиса, стала за год для учителей региона на 16%, или 6,8 тысячи рублей, выше, чем в прошлом году, а за прошедшие пять лет выросла на 44%, или на 15,2 тысячи рублей. При этом, сами преподаватели в среднем рассчитывают зарабатывать в месяц 50,4 тысячи рублей, что, в принципе, соответствует медианной зарплате по региону.
К началу учебного года на сервисе размещались и высокооплачиваемые вакансии для педагогов. Там искали учителя информатики с зарплатой от 60 до 110 тысяч рублей, учителя английского языка с зарплатой от 60 до 80 тысяч рублей, учителю начальных классов готовы были платить от 45 до 80 тысяч в месяц.
«Качество было бы замечательное»
Учитель английского языка одной из новосибирской школ Елена считает, что в городе серьёзный дефицит педагогических кадров. Больше всего, по её наблюдениям, не хватает учителей английского языка и педагогов начальной школы, и такая ситуация длится несколько лет.
Учитель русского языка и литературы в декрете Наталья призналась: многие её коллеги ушли в репетиторство, так как там можно заработать больше денег, нет бумажной волокиты и давления со стороны руководства. Сибирячка же после декрета планирует вернуться в профессию.
«Работать, как раньше, на износ, я больше не собираюсь — когда у тебя есть ребёнок, это трудно. Планирую работать на неполную ставку», — заключила учитель.
Директор новосибирской школы № 96 Галина Резванова отметила, что в её учебном заведении все педагогические вакансии закрыты, но в целом по стране практически по всем направлениям ощущается нехватка учителей, хотя ситуация в некоторых моментах не критичная.
«Например, учителей начальных классов не хватает, но учащихся в последние два года становится меньше из-за демографического спада и падения рождаемости, поэтому эта нехватка немного компенсируется. В связи с тем, что в учебный план ввели изменения и выделили дополнительные часы истории, учителей этого предмета катастрофически не хватает», — заметила Галина Резванова.
Также директор школы отмечает дефицит учителей математики, информатики, физики, так как в стране активно развивается математическое и естественно-научное направления. Упомянула директор и о том, что учителя сейчас, как правило, работают на две ставки. С одной стороны, за счёт этого они зарабатывают больше денег, с другой стороны, на них ложится больше нагрузки.

По мнению педагогов, уменьшение нагрузки на учителей и сокращение сферы репетиторства решили бы проблему
«Полторы ставки — это 27 часов, если учитель работает на одну ставку, то его зарплата будет очень маленькая. Это уже и финансовый вопрос, мы это понимаем. Практически во всех школах, где ставки закрыты, этого удалось достичь за счёт увеличения нагрузки учителей. Общаюсь с коллегами из других школ, слышала, что в некоторых учителя начальной школы работают в две смены», — поясняет директор.
Галина Резванова отмечает: во всех учебных заведениях учителя перегружены, хотя государственный образовательный план исполняется. Чтобы не страдало качество предоставляемых знаний, по её мнению, у педагогов должна быть ставка в 36 часов, из которых 18 часов должны быть аудиторные, а ещё 18 — вне аудитории. Последняя должна в себя включать дополнительные занятия, работу с отстающими, классное руководство, работу с электронным журналом.
«У учителей было бы время своевременно проверять тетради, готовиться к урокам. Тогда бы качество было замечательное», — рассуждает директор.
Ещё одна проблема в современных школах, по мнению Галины Афанасьевны — ситуация с молодыми учителями. Они, по словам директора, ненадолго задерживаются в обычных школах, а идут либо в частные заведения, либо в репетиторство, где более высокие зарплаты.
«Если бы сегодня репетиторство и частные школы каким-то образом сдерживать или сокращать, то проблем таких бы не было. Или, например, сделать условие — на одну ставку педагог обязан работать в обычной школе, а в остальное время подрабатывать репетитором или в частной. Тогда бы проблема решилась», — уверена Галина Резванова.
Проблема дефицита учителей актуальна для всей страны. Одна из причин — невысокие зарплаты в государственных образовательных учреждениях. Мы рассказывали о том, как учитель математики честно рассказал о своем заработке. Он поделился примером, сколько можно получить педагогу, если трудиться в две смены с классным руководством.
Также мы писали о том, что в новосибирской школе массово увольнялись учителя, обвиняя в этом скандального директора. Директор сменила место работы, но и в новой школе столкнулась с трудностями.
Обновлено:
В МБОУ СОШ № 91 НГС сообщили, что уроки химии в школе ведёт учитель биологии (химик — биолог), это правомерно.
«Дефицит учителей математики существует, но это не только проблема нашей школы. Из-за болезни учителей уроки не проводили с 15 сентября (до этого времени уроки в 10 классе проводили). В настоящее время вопрос решается. Один учитель вышел с больничного, и в 10 классе уроки будут», — сообщили в учебном заведении.



















