«Я работала кастинг-директором на ТВ в проекте, смысл которого был в том, что участники отвечали на вопросы викторины, и если ошибались, на них выливалась какая-то жижа (краска, смешанная с киселем). Все участники были предупреждены. Однажды я совершенно забегалась. Привели гостя, мы со вторым кастинг-редактором не договорились, что это участница на другую программу. Девушка не знала, что ее ожидает, и в какой-то момент на ее строгий белоснежный костюм вылилась эта жижа. Потом она обещала нас засудить. Я и второй кастинг-директор просидели весь вечер в подсобке, скрываясь от ее гнева», — рассказала о своей неудаче на прошлой работе писатель Лариса Парфентьева.
Конечно, сами кандидаты не спешат рассказывать о своих неудачах и зачастую не готовы дать внятный ответ рекрутеру — кто-то стесняется себя ругать, а многие просто забывают о своих промахах. «О, боже, кажется, я идеален» и «Ничего не могу вспомнить», так же как и «Я лузер», — неудачные варианты ответа на предложение «Расскажите о неудачах на своем прошлом месте работы». Если нечего сказать, то либо у человека плохая память, завышенная самооценка или он врет. Во всех трех случаях работодателю такой сотрудник не нужен.
Если же человек готов открыто рассказать о своих ошибках, проанализировать их причины и сделать выводы, значит, что на него можно положиться в критических ситуациях. «Не ошибается тот, кто ничего не делает. На мой взгляд, если сотрудник отработал минимум год в компании, он не может назвать всю свою работу безошибочной, — убежден Юрий Кондратьев, генеральный директор кадрового агентства Lightman Solutions. — В это верится с большим трудом. Именно поэтому сам факт неудачи не является отрицательно характеризующим кандидата».
Совладелец израильского стартапа рассказывает, что в Израиле из 10 стартапов только каждый второй «выстреливает». И это нормальная статистика. Когда несостоявшийся бизнесмен ищет работу по найму, его воспринимают как обычного соискателя, интересуются, чем был полезен его негативный опыт открытия собственного дела. Если такая история происходит в России, чаще всего экс-предпринимателя, который пошел в наем, считают неудачником.
У нас не очень любят признавать ошибки, потому что, как многим кажется, это признак слабости и низкой компетентности. Менеджеры по подбору персонала говорят, что часто этим грешат руководители: им стыдно признаваться, особенно на первичном собеседовании с рядовым менеджером, в своих профессиональных промахах. Зато менеджеры по продажам легче всего идут на контакт. «Продажники рассказывают о том, как упустили клиента по ошибке, не доработали. Например, один мне сказал, что надо было больше общаться с клиентом, звонить доброго утра желать», — рассказывает Мария Уткина.
Юрий Кондратьев советует заранее продумать структуру ответа: «Например, для менеджера по продажам: вел клиента 2 месяца, а потом действительно ошибся, слишком сблизил дистанцию, перешел на "ты", что очень не понравилось клиенту, и он "обрубил концы", в итоге я не получил договор».
Эксперт советует объяснить причины своего поведения: например, на тренингах по продажам рассказывают, что переход на «ты», как правило, способствует правильному сближению, дает дополнительные преимущества при подписании контракта, ускоряет процесс. Главное — сделать правильные выводы: «Я все равно считаю, что переходить на "ты" возможно, только теперь я готовлю почву более тщательно».
Рассказывая о своих провалах, не переусердствуйте. «Не стоит рассказывать истории, в которых после бурной офисной гулянки вы пропустили через шредер половину бухгалтерской отчетности или разослали клиентам сканы своей пятой точки, — советует Владимир Алексеев. — Если такое было, то разумный кандидат не расскажет, а вот если расскажет, то, скорее всего, мне он уже не подойдет — я посчитаю, что он хвалится подобным, а значит, вполне допускает повторение такой истории».
Некоторые кандидаты искренне рассказывают о таких своих промахах, о которых работодателю лучше не знать. Наталья Павлова, менеджер по подбору персонала кадрового центра «Курс», вспоминает случай, когда излишняя искренность стоила соискательнице работы.
Девушка претендовала на должность администратора и на вопрос рекрутера о неудачах рассказала: «Я работала в магазине типа супермаркета. Работала кассиром и параллельно в мои обязанности входило выкладка товара на полки, когда в магазине мало посетителей. Наша зарплата складывалась так: оклад + премия. Премия была такая — N рублей к зарплате от каждого пробитого мною чека. Я быстро смекнула, как можно зарабатывать больше и стала делить чеки. То есть покупает клиент несколько товаров, я просто делила всю покупки на 2 или 3 чека. Пробивала не 1 чек, а больше. Другие мои коллеги это увидели и тоже начали так делать. Попались мы на том, что однажды руководство магазина случайно зашло за покупками в наш магазин… Другая кассир предложила им пробить их товар двумя чеками. Руководитель спросил: "А зачем?".
Кассир, не подозревая, что это руководители, ответила: "Вам же все равно, а у меня зарплата от этого будет больше". После этого нам придумали другую систему зарплаты, и получать мы стали меньше. В итоге пришлось уволиться».
Самих эйчаров при трудоустройстве тоже спрашивают об ошибках на прошлом месте работы. Мария, бывший HR-менеджер, призналась на собеседовании, что плохо выявила мотивацию кандидата, и он через 1,5 месяца уволился. Проанализировав исходные данные (кандидат недавно переехал в город с семьей, изначально искал работу с большей зарплатой, чем предлагалось в вакансии), Мария поняла, что человеку нужен был любой вариант, лишь бы закрепиться. Найдя более перспективное предложение, он ушел.
Фото depositphotos.com