NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

пасмурно, дождь

ощущается как +5

5 м/c,

южн.

743мм 89%
Подробнее
0 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Экономика Нанотехнологии или адвокат

Нанотехнологии или адвокат

Исследование показало, кем хотят и кем отказываются работать современные школьники, — эксперты пояснили, как правильно выбирать будущую профессию

Только треть россиян выбирают будущую профессию осознанно. Большое влияние оказывают родители и друзья, а также телевидение и хобби. Кажется логичным, что увлеченная рисовальщица станет дизайнером. 9 % школьников хотят работать в сфере дизайна и искусства. Однако будущая карьера может лежать на стыке интересов. Чтобы лучше понять свои способности, нужно пробовать как можно больше разных специальностей или общаться с профессионалами, которые расскажут об изнанке выбранной работы. Как определить будущую профессию, выясняла Зарплата.ру.

Образовательный сайт Znanija.com специально для сайта Зарплата.ру провел опрос среди школьников о будущей профессии. 158 учеников, или 12,7 % ответивших из 1236, — хотят работать в медицине. 117 человек (9,4 %) планируют зарабатывать на жизнь дизайном и искусством, 116 человек (9,3 %) хотят развиваться в сфере образования, науки и языков, 74 (5,9 %) ответивших планируют карьеру в ИТ. На пятом месте — сфера охраны и безопасности, на нее нацелен 41 человек (3,3 %). Профессия юриста вышла из моды — о ней упомянули 2 % школьников, т.е. 26 человек.

Остальные ответы более-менее равномерно разделились по другим сферам. 2 % и меньше собираются работать в банке, СМИ, сфере транспорта, общепите, хотят стать инженерами, топ-менеджерами, спортсменами, заниматься военным делом и пр. Шесть учеников планируют стать предпринимателями, двое — работать в промышленности.

«Медицина резко вырвалась вперед, открываются профильные медицинские и хим-био-классы. Возможно, повлияло и то, что мы наблюдаем бум медицинских услуг, открытие коммерческих центров и, как следствие, возможность неплохо зарабатывать», — рассуждает о результатах опроса Гаянэ Балян, руководитель профориентационного направления «Ближе к делу». Она отмечает растущую популяризацию технических специальностей: IT, инженерного направления и систем дополнительного образования (кружки робототехники, профильные каникулярные смены и пр.).

По статистике только треть россиян выбирает профессию осознанно, уверяет Ксения Проценко, исполнительный директор IBC Human Resources. 17 % руководствуются мнением родителей или семейного окружения, 22 % прислушиваются к друзьям. Влияние родителей снижается каждый год, хотя многие таланты передаются генетически, замечает Юрий Кондратьев, генеральный директор кадрового агентства Lightman Solutions: «Тенденция того, что образование выбирается без привязки к будущей работе, у нас сохраняется. Статистика работающих по специальности говорит о том, что изменений нет».

«Во все времена ощутимая проблема в профориентации — случайный, не вполне осознанный выбор будущей профессии. В последнее время ситуация сильно усугубилась тем, что появились свои шаблонные представления "высшее образование — обязательный следующий шаг после школы" плюс ситуационная нагрузка последних нескольких лет: "главное — сдать ЕГЭ, про остальные подумаем потом", потом в соответствии с ЕГЭ выбор вуза, и опять замкнутый круг, — рассказала Гаянэ Балян. — Лейтмотив у ребят, которые оказываются на пороге перед выпуском, — страх перед неопределенностью, перед непониманием, на чем можно основывать свой выбор, как связать интересы и профессию».

«В опросе мы также задавали вопрос о том, что дети считают самым главным в работе: перспективы, зарплату, отношения в коллективе, престиж компании, возможность реализовать свои навыки и т.д., — рассказал Олег Бурков, представитель Znanija.com. — Меня порадовало то, что от учащихся начальной школы к старшеклассникам последний критерий показывает самый высокий рост и выходит на первое место — почти 70 % считают самореализацию главной составляющей. Самый прагматичный критерий — уровень зарплаты — на втором месте, с разбивкой по уровням школы: 40 %, 47 % и 52 % соответственно. Карьерному росту тоже придается все больше значения с возрастом — от 26 % у младшеклассников до 51 % у 10-11-х классов. На мой взгляд, это тоже хороший показатель, указывающий на здоровые амбиции и долгосрочное планирование».

Самые необычные профессии называют младшеклассники: мангака — художник, рисующий мангу, физик-ядерщик, мэр, астроном, переводчик с японского. Кое-кто колеблется: «модельер или врач», «инженер или стилист», «нанотехнологии или адвокат». Один школьник мечтает «танцевать на сцене, брейк-данс и хип-хоп, и стрит-данс!», другой — «работать на телевидении ведущим инженером». Девочка признается: «Я бы хотела получить Нобелевскую премию за изобретение вечного двигателя. (У меня есть чертёж.) Также я умею писать стихи, у меня есть пара идей над романами. У меня хороший голос и я хотела бы стать певицей».

«Мне многое нравится, в основном все профессии творческие и приключенческие», — рассуждает ученик средних классов.

Казалось бы, будущая профессия органично вырастает из хобби и интересов ребенка. На деле большое влияние оказывают конкурсы и телешоу. К примеру, увлеченная рисованием девочка думает — нужно идти в дизайнеры. Однако любимую профессию можно найти и в других областях. Руководитель профориентационного направления «Ближе к делу» вспомнила, как на тренинг пришла девочка, которая долго ходила в художественную школу, но помимо этого увлекалась сборкой разных механизмов и конструированием. «Ей папа говорил: "Забудь об этом! Тебя любой мужик в этом обставит". Мы вышли на пересечение ее интереса к конструированию и рисованию, она вернулась к репетитору по физике. Как вариант рассматривает стык инженерии, архитектуры. Мне показалось, что ей сама мысль о том, что она может выбирать, уже дала много сил», — рассказала эксперт.

Психологи центра «Ориентир» советуют протестировать чадо. «Дифференциально-диагностический опросник» показывает, какой профессиональной сферой интересуется человек, а методика Ляонаса Йовайши предназначена для определения склонности к различным сферам профессиональной деятельности — искусства, техники, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфере материальных интересов.

Гаянэ Балян рекомендует школьникам и студентам посмотреть как можно больше вариантов. «Мой призыв — пробовать что-то разное, может быть, контрастное и растягивать собственную картину мира профессий, собственных возможностей ребенка:

"А где еще меня цепляет? В какой момент я так во что-то погрузился, что потерял ощущение времени?

Что особенно здорово получается и благодаря чему?". И тут важно аккуратно проанализировать, а что именно вызывает интерес», — рассуждает руководитель профориентационного направления «Ближе к делу».

Выбранную специальность лучше попробовать на вкус со всех сторон — найти возможность что-то испытать на практике, напроситься на стажировку, пообщаться с профессионалами этой отрасли, в том числе бывшими, словом, примерить ее на себя.

А вот ориентироваться на сегодняшний рынок труда не стоит — ситуация меняется ежегодно, предупреждают эксперты.

Мария Каргаполова
Фото depositphotos.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления