NGS
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+2°

облачно, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

зап.

759мм 56%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Экономика «В эту отрасль придут большие деньги»

«В эту отрасль придут большие деньги»

Один из самых известных рекрутеров в Рунете — кого коснется осенняя волна сокращений, как искать работу в кризис и как попасть на собеседование без резюме

Впереди еще две волны кризиса и соответственно сокращений. Но на рынке труда есть также сферы с хорошими перспективами и зарплатами. Чтобы устроиться на такую работу, нужно правильно составить резюме, сопроводительное письмо и подготовиться к собеседованию. Как это сделать, подробно рассказала Алёна Владимирская, эксперт по рекрутингу и HR в Рунете, основательница проекта помощи соискателям «Антирабство», на вебинаре Skyeng «Антирабство: повышаем шансы найти хорошую работу в кризис». Зарплата.ру публикует выдержки из ее разговора с соискателями.

Мы находимся в первой волне кризиса. Впереди нас ждут еще две волны кризиса и довольно много сокращений. Сейчас закончилась первая, истеричная волна сокращений. Когда собственники и акционеры бизнеса увидели, что начался кризис, люди стали истерично сокращать все должности и подразделения — всё, что не приносит первичную прибыль, всё, что было направлено на развитие. Не очень эффективные люди, с их точки зрения, были сокращены. Люди на истерике насокращали чуть больше, чем нужно. Как результат — чуть-чуть прибавилось количество вакансий.

На второй волне, которая случится — если все пойдет так, как есть, — осенью, будет кризис недоверия. Собственники будут сокращать тех, кто активно работал, приносил прибыль в жирные годы, т.е. в те годы, когда экономика росла. Акционеры, понимая, что они теряют прибыль, будут заменять этих людей, поскольку им будет казаться, что проблема не в бизнесе, а в людях. Будет сокращаться большое количество топ-менеджеров, мидл-менеджеров, пиарщиков, HR-ов, маркетологов, менеджеров и руководителей продаж. Их будут обвинять в том, что эти люди не дают должной прибыли.

В самом конце кризиса будет третья волна — это будет волна замещения. Будут менять тех людей, которые пришли управлять компаниями на кризис, пришли экономить и вытаскивать компании из ситуации, когда бизнес надо удержать. Теперь их будут менять на тех, кто будет двигать бизнес вперед.

Как искать работу в кризис: правильное резюме

Конечно, вакансий стало меньше, но они есть. Вы, наверное, видели такую историю — вы откликнулись, и никакого ответа нет. HR несколько раз посматривает ваш профиль. Это происходит, потому что мы выделили первые 10 релевантных кандидатов, которых позвали на собеседование, но не уверены в них. Если из этих десяти никто не подойдет, тогда мы будем звать вторую десятку, потом третью и четвертую. Идеально попадать в первую десятку.

Сейчас, во время кризиса, это именно так, потому что откликов очень много.

Поэтому у вас должно быть готово правильно сделанные резюме и summary. Summary — это короткая выжимка, в которой вы пишете, на какую вакансию претендуете (у одного HR-а может быть несколько вакансий, он может перепутать). В первом абзаце вы пишете свои ключевые преимущества — чем вы хороши для этой компании. Обращаю внимание: не почему вы хороший маркетолог или пиарщик вообще, об этом будут писать все. Вы пишете, почему вы самый хороший пиарщик именно для этой компании. Во втором абзаце вы пишете, какую пользу вы можете принести этой компании. Дальше вы пишете свои контакты и как с вами можно связаться. Это вы прикладываете к вашему резюме.

Summary во время кризиса играет очень большую роль. Мне в почту идут отклики, 700 в день. Это полотно писем, где резюме — в аттаче (в приложении. — М.К.), а сопроводительное письмо — в теле самого письма. Я бегу глазами по почте, не видя резюме. И у кого сопроводительное письмо максимально отвечает моим требованиям к вакансии и соответственно отвечает на вопрос: «Почему именно вас я должна позвать?», того я довольно часто зову, даже не читая резюме. Summary значительно повышает ваши шансы попасть в эти 10–15 человек.

Людям, которые ищут первую работу, практически нечего указать в резюме — опыта либо нет, либо практически нет. Поэтому для них чрезвычайно важно именно summary. Возможно, у вас были курсовые или дипломные работы по этой тематике, вы хорошо знаете тематику, у вас есть знание редких языков, еще какие-то особенности — всё это, что невозможно указать в резюме, вы указываете в summary. Это значительно повышает ваши шансы по поиску работы.

Сделайте правильное резюме. Оно никогда не бывает больше полутора страниц. Оно всегда структурно. Никакие креативные резюме не работают, чаще всего HR-ы их просто не читают. Даже pdf можно открыть не у всех, в компаниях бывают сложные информационные режимы и нельзя ставить программное обеспечение.

Вы берете классическую форму резюме с job-сайта и пишете там свою фамилию, имя, отчество и название должности, на которую вы претендуете. Обязательно ставьте синонимичные должности. Например, маркетолог, руководитель отдела маркетинга, менеджер по маркетингу, ведущий маркетолог. Когда мы ищем соискателя, то чаще всего вбиваем должность в строку поиска. В результаты поиска первыми попадут те, у кого полное совпадение. 3-4 синонимичные должности увеличивают ваши шансы в поиске.

Важно: в одно резюме нельзя ставить маркетолога и инженера, для них нужно писать разные резюме.

В резюме мы всегда идем с последнего места работы (т.е. с 2016 года) вниз. Очень подробно описываем три последних места работы, если их более трех. Если мест работы много, далее их можно не расписывать, а назвать годы работы, названия компаний и должности — при условии, что в этом опыте работы нет ничего критично важного для той должности, на которую вы претендуете. Последние три места расписываем в системе KPI (ключевые показатели эффективности). Пишем не должностную инструкцию, а чем я был полезен для бизнеса — идеально, если в цифрах или фактах. Казалось бы, не всегда это получается, вы же не продажник. На самом деле эти результаты можно указывать практически для любой должности. Например, если вы бухгалтер, — насколько сократились проверки или как быстро вы стали предоставлять финансовую отчетность.

Обязательно укажите в резюме рекомендации — не менее пяти с разных мест работы, если это не первая ваша работа. Вы указываете не только людей, с которыми вы работали, но и ваших клиентов. Если резюме в открытом доступе, не указывайте их контакты — только ФИО и должность, на которой он работал тогда или сейчас. После этого вы указываете основное и дополнительное образование.

Пожалуйста, не пишите, что вы стрессоустойчивы, веселы, коммуникабельны и пр. — сейчас это не нужно и считается плохим тоном. Резюме должно быть написано настолько структурно, чтобы оно легко читалось.

К резюме прикладываем фотографию в рабочем виде. Девушки, не надо размещать фотографии в декольте и потом обижаться, что вас позвали в ресторан.

Как правильно проходить собеседование

Большинство людей не умеют проходить собеседования. Это связано с тем, что у нас вообще нет культуры презентации. Выучиваете резюме, не бойтесь его заучить. На современных телефонах обычно бывает диктофон. Садитесь перед зеркалом, чтобы было видно вас в полный рост, все ваши жесты и мимику, включаете диктофон и записываете свой рассказ, смотря на себя в зеркало. После этого слушаете запись, ужасаетесь, анализируете ошибки, делаете еще раз. Так вы делаете 5–7 раз за день. На следующий день сделайте так еще 5 раз. Критерием того, что вы делали все правильно, будет следующее: вы рассказываете свою биографию не более 7 минут, она выглядит не заученной речью, а свободным качественным рассказом. У вас доброжелательная мимика и жесты, вы спокойны, и главное — вас невозможно сбить. Вы можете спокойно ответить на уточняющие вопросы и продолжить рассказ. После этого найдите близкого человека, который может сказать вам правду. Расскажите эту историю ему. Он даст обратную связь, что ему не нравится.

Почему это важно?

На собеседовании самые стрессовые — первые 15 минут, пока вы не привыкли.

Вы впервые видите девушку HR, с которой разговариваете, впервые видите офис, очень волнуетесь. В такой ситуации 85 % людей невыигрышно себя продают. А когда этот рассказ выучен, мозг как бы самостоятельно рассказывает. Вы в это время выдыхаете и успокаиваетесь, осматриваетесь. А девушка получает адекватный, доброжелательный рассказ, начинает лучше к вам относиться. Опыт «Антирабства» показывает, что когда мы проходим это с людьми, 15 % тех, кто не мог найти работу, сразу туда устраиваются, потому что начинают хорошо проходить собеседование.

Профессии будущего

Мы живем в начале новой научно-технической революции. Есть пласт отраслей, где есть возможность сделать головокружительную карьеру. Прежде всего это робототехника. Там действительно огромное количество вакансий, и туда сейчас будет вливаться огромное количество денег. Второе — это, как ни странно, аграрии. У нас не переделен этот рынок, это отрасль, куда сейчас придут и большие деньги, и новые технологии. Серьезно меняется медицина и фармацевтика, там будет большой технологический взрыв. Еще одна отрасль — это онлайн-образование. Эти отрасли сейчас будут расти, и там нужно большое количество умных людей. Там будут происходить головокружительные карьеры. Там большие перспективы и с точки зрения вакансий, и с точки зрения будущих денег, и с точки зрения интересных профессий.

Мария Каргаполова
Фото предоставлено Аленой Владимирской
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления