NGS
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+13°

облачно, без осадков

ощущается как +11

2 м/c,

ю-з.

750мм 50%
Подробнее
3 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Экономика Трубное окоченение

Трубное окоченение

Ради спасения Новосибирска в городе перекопают 135 км дорог, газонов и тротуаров — он лишится деревьев и все лето будет стоять в пробках

Губернатор региона Владимир Городецкий пообещал Новосибирску «величайший ремонт» 135 км городских теплотрасс — самый масштабный в истории. Весной 2015 года тяжелая техника начнет вгрызаться в асфальт — на дорогах появятся сотни глубоких ям. Коммунальщики готовятся к круглосуточной работе, чтобы не парализовать движение в городе. Как Новосибирск переживет ремонт и забудет ли после этого о коммунальных авариях — в материале НГС.НОВОСТИ.

В 2015 году, несмотря на кризис, Новосибирск сосредоточится на ремонте теплосетей — затраты на новые трубы превысят 1 млрд руб., заявил губернатор Владимир Городецкий 13 января в докладе о планах на год. В 2012–2013 годах бюджету области и города удавалось выкраивать по 100 млн, 200 млн добавляла компания «СибЭко». Этого хватало на замену 34–35 км ветшающих труб. В 2015 году будет в 4 раза больше — коммунальщики обновят 135 км. Часть суммы согласны дать акционеры «СибЭко». Остальное — бюджетные средства, в том числе те, на которые раньше предполагалось ремонтировать ЦТП. «Поверьте, это счастье дается великим трудом!» — напутствовал Городецкий. Он посоветовал департаменту энергетики и ЖКХ города «не падать в ужас», а готовиться к работе.

Общая протяженность тепловых сетей Новосибирска достигает 1,7 тыс. км. Около 1,5 тыс. из них эксплуатирует ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» («НГТЭ») — равные доли в компании принадлежат муниципалитету и компании «СибЭко». Городская система теплоснабжения создавалась в 1950–1960-е годы, некоторые трубы с тех пор ни разу не менялись, хотя срок их службы — 25 лет, говорится в документе.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ подсчитала, что в 2015 году ремонт коснется 11 % изношенных труб, и всего 9 % от всей протяженности теплотрасс города. Потребуется 9 лет, чтобы ветхие трубы полностью исчезли из городской реальности — даже если каждый год выделять по миллиарду.

Ветхость подземных коммуникаций в последние годы не раз становилась причиной аварий — как курьезных, так и опасных для жизни. Так, в 2011 году ул. Есенина залило кипятком — в трещину на проезжей части провалился автобус. В 2012 году струя воды на Красном проспекте подняла в воздух бетонное основание канализационного люка — оно приземлилось на припаркованный рядом автомобиль. Были и аварии с пострадавшими: в 2012 году на Есенина девушке кипятком обварило ноги, год спустя на ул. Фрунзе закидало камнями двух молодых людей — они получили серьезные ушибы.

По данным сайта госзакупок, «НГТЭ» уже начало поиск подрядчиков к летнему сезону. В январе 2015 года объявлены первые конкурсы на реконструкцию теплотрасс протяженностью 1,7 км. В списке более десятка участков на ул. Немировича-Данченко, Титова, Римского-Корсакова, Деповская, Инская, Фабричная, Часовая, Лазарева, Серебренниковская и Депутатская. Подрядчикам дается на работу 1–3 месяца — в зависимости от участка. Самый ранний ремонт начинается в апреле, самый поздний завершается в августе.

В ОАО «СибЭко» от комментариев отказались, сославшись на то, что всю информацию уже раскрыл Владимир Городецкий. Начальник департамента энергетики и ЖКХ мэрии Сергей Клестов уверил, что город к ремонту уже готовится. Полный список улиц проходит процедуру согласования в разных инстанциях и будет обнародован в ближайшие дни. В него попали самые изношенные участки трубопроводов, на которых в последние годы случилось больше всего аварий — такие есть в каждом районе города. По словам начальника департамента, ради ремонта городские дороги придется основательно разрыть.

Ям, в которых зияют трубы, этим летом будет в 3–4 раза больше.

Сергей Клестов уверил, что коммунальщики приложат все усилия, чтобы избежать транспортного коллапса. Дороги будут перекрывать частями, чтобы успеть к середине сентября — к началу отопительного сезона, — работать придется круглосуточно. Отключений воды, конечно, избежать не удастся — но этот период для каждого дома будет исчисляться днями, а не месяцами, пообещал г-н Клестов. Начальник департамента подчеркнул, что целиком программа ремонта обойдется в 1 млрд 320 млн руб. 120 млн придут из бюджета области, 400 млн вложит город, остальное — средства акционеров «СибЭко». Конечные учредители последнего спрятаны за офшорами, свидетельствует «СПАРК-Интерфакс».

Справка: По данным «СПАРК-Интерфакс», на 17 октября 2014 года единственным учредителем «СибЭко» является ОАО «Новосибирскэнерго». Номинальным держателем более 90 % акций «Новосибирскэнерго» выступает «Национальный расчетный депозитарий». Как свидетельствует отчет «Новосибирскэнерго» за III квартал 2014 года, на прошлый май основными акционерами ОАО выступали 6 кипрских компаний: «Алинор Инвестментс Лимитед» (доля в уставном капитале — 13,8 %), «Беста Холдингc Лимитед» (10,8 %), «Блэквилль Инвестментс Лимитед» (19,8 %), «Куллен Холдингс Лимитед» (19,1 %), «Лисенто Инвестментс ЛТД» (15,19 %) и «Вантросо Трейдинг ЛТД» (16,27 %).

В последние два года денег хватало, чтобы поменять 1–2 % труб — сети с каждым годом ветшали, добавил Клестов. Планы 2015 года масштабны — такого ремонта не было ни разу. Но говорить о том, что сети обновятся, пока рано. 135 км — это тот ежегодный минимум, который позволит поддерживать сети в нормативном состоянии, высказался глава департамента.

Директор одной из крупных компаний-подрядчиков на условиях анонимности рассказал, с какими трудностями может столкнуться «величайший ремонт». Собеседник напомнил ул. Бориса Богаткова, где в 2013 году из-за ремонта транспорт протискивался по единственной полосе. Любое сужение оборачивается заторами, а если разрытий станет больше, то увеличатся и пробки.

«А что вы хотите, они же разроют весь город!» — отрезал собеседник. Он добавил, что ремонт негативно скажется и на качестве асфальта: его приходится кусками «врезать» в основное полотно — без швов это сделать невозможно.

Собеседник предупредил, что ремонт обострит противоречия властей с любителями зелени. Над ветхими теплотрассами с 60-х годов выросли целые рощи — придется их рубить.

Председатель комитета Заксобрания по строительству, ЖКХ и тарифам Николай Мочалин уверен, что городским теплосетям ремонт крайне необходим — из-за изношенности труб 20 % тепла теряется на пути к потребителю. Однако 1 млрд руб. не изменит ситуацию — реконструкция требует не менее 30 млрд. «Пока этого не произойдет, мы будем жить, по сути, на бомбе — сегодня здесь взорвалось, завтра там», — рассуждает депутат. 135 км, по его мнению, станут «каплей в море».

Депутат Вадим Агеенко, который неоднократно обращался в прокуратуру с требованием проверить обоснованность тарифов ЖКХ, согласен, что хотя 135 км новых труб не спасут город от всех коммунальных катаклизмов, но порывов во время гидравлических испытаний станет меньше. Он подчеркнул, что в тарифе уже заложена инвестиционная составляющая — можно считать, что горожане уже заплатили за ремонт. Из-за него коммуналка не подорожает: тарифы на 2015 год уже утверждены и пересмотру не подлежат.

Агеенко предположил, что город видит в «СибЭко» будущего концессионера, которому со временем передаст в бессрочное пользование все городские сети. Только такая перспектива заставит компанию охотно вкладываться в ремонт, считает депутат.

Дарья Староверова

Фото Екатерины Калиневич

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления