
Поделиться
Любой крупный бизнес был когда-то начинающей компанией, а ее вице-президенты и члены совета директоров — рядовыми сотрудниками, ютившимися когда-то в тесном офисе. Попасть в стартап, который вынесет тебя к карьерным высотам, — это самый простой способ социального лифта. Конечно, успех способствует единицам, и даже для них путь наверх отнюдь не выстлан розами. Однако, новые перспективные проекты зачастую рождаются именно в эпоху перемен. О том, каково работать в стартапе и к чему нужно быть готовым, если вы пришли работать в компанию, которая только начинает свою деятельность, — в материале НГС.РАБОТА.
«Оставить вмятину в этой вселенной»
Александр Ленько закончил экономический факультет НГУ. Его первым стартап-проектом стала небольшая сеть кофе-автоматов. «Нам с однокурсниками тогда было по 20 лет. Мы открыли свой небольшой бизнес — купили вскладчину несколько кофе-автоматов и установили в нескольких учреждениях. Но в итоге проект сработал в ноль. Никакого развития не получилось, потому что у нас не было четкого понимания, для чего нам это надо. Просто попробовали какой-то бизнес, но желания строить компанию не возникло», — вспоминает Александр.
Затем он занимался стартап-проектами в АНО «Инновационный центр Кольцово», который тогда, в 2008 году, и сам был стартапом. В задачи Александра входило продвижение разработок инновационных компаний от идеи до выхода на рынок. Он назвал две главных особенности стартапов: во-первых, это небольшое количество персонала и его заряженность общей идеей; во-вторых, неформализованность отношений внутри коллектива, когда сотрудники выполняют несколько функций.
Собственники стартапов изначально нацелены на развитие компании, поэтому они готовы принимать инициативу и идеи сотрудников. «Информационная открытость чужим идеям — это круто и это жизненно необходимо тем, кто хочет оставить вмятину в этой вселенной», — смеется Александр, добавляя, что на первых порах в стартап лучше всего привлекать молодых людей. Это полезно, как для них самих, так и для проекта, потому что у них нет опыта работы, они не страдают зашоренностью мышления и не боятся начальства. Открытое сознание и отсутствие страха — это большое преимущество молодняка. «Команде на этапе стартапа важнее всего поймать волну, чтобы идея была востребована, и всех от нее перло. Конечно, ошибок не избежать, но если коллектив делает все правильно, то будет рост и развитие», — резюмирует Александр.
Когда кажется, что всё достало
Анатолий Никитичев по образованию финансист. У него большой опыт участия в различных стартапах: он занимался запуском кафе, фирмы по строительству малоэтажного жилья и автопроката. Сейчас у него в работе два проекта — это продвижение IT-продукта для банковской сферы и логистическая компания. Последней они с коллегами занимаются третий месяц и уже вышли в плюс.
В компании, которая давно на рынке, человек становится винтиком в системе, считает Анатолий.
«У тебя есть свое место, понятный функционал и зарплата два раза в месяц, большой коллектив, много возможностей «попинать вола», попить кофе или покурить — кто что любит. Плюс корпоративные праздники и какая-то стабильность. Если ты не хочешь в жизни высот, потому что боишься падений, то крупные компании — это твое», — рассуждает Анатолий.
В новоиспеченных проектах, по его словам, все наоборот — люди многофункциональны, всю канитель они тянут вместе — продажник может быть не только продажником, но и логистом, и дворником при необходимости. В стартапах бывает и фееричный успех, и такое же фееричное падение. «Провалы неизбежны, и с ними надо уметь работать. Если ты будешь расстраиваться, то энергии на то, чтобы что-то творить, не останется», — добавляет он, предупреждая, что в таких проектах человеку можно все, но и спросят с него по полной программе.
«Конечно, бывают такие моменты, когда кажется, что все достало и что надо все бросить и устроиться в какую-нибудь контору клерком. Рассуждаешь — зачем мне это все, мне ничего этого не надо. Но это быстро проходит. Как правило, к завтраку», — смеется Анатолий.
Удар по самолюбию
Оксана Моисеева по образованию учитель экономики. В свой первый стартап-проект она пришла, имея за спиной опыт собственника компании. «Мне моя специфика надоела, и я решила работать по найму, пошла в другую специализацию, чтобы попробовать себя. У меня был опыт начала бизнеса с нуля, поэтому мне не было страшно заходить в незнакомую сферу деятельности», — вспоминает Оксана. Больше всего ей запомнился один стартап — вертолетная компания, куда она пришла на должность замгендиректора по развитию: занималась руководством проекта и разработкой стратегии для его продвижения. «Этот стартап стал для меня знаковым, потому как сначала мне было очень страшно. Я никогда в этой сфере не работала, ничего не понимаю в летном деле и в вертолетах. Но организационного страха у меня не было, и я быстро приспособилась, нашла общий язык с командой и начала развивать компанию.
После этого проекта я уже не боюсь никакой сферы. Все они работают по основным законам экономики и маркетинга. Если ты это знаешь, то все остальное уже не страшно», — уверена Оксана.
По ее словам, каждый стартап-проект имеет свою специализацию, и невозможно подвести их все под один знаменатель. Бывает, что компания начала свою деятельность три года назад, но до сих пор находиться не может сдвинуться с места. «Если ты приходишь в уже готовую команду, у которой ничего не получается несколько лет, то начинаешь выяснять, почему не идет, налаживаешь контакт с людьми, доказываешь, почему твоя позиция верна и почему ей нужно следовать. И тогда бывает по-разному — кто-то принимает, кто-то нет, кто-то понимает, что засиделся», — объясняет Оксана.
Она считает, что работа в стартапе понравится амбициозным людям, потому как они способны сами себе ставить цели. «Прийти на стартап и ничего не показать — это удар по самолюбию», — заключает Оксана.
«Болеть» проектом и получать от всего этого кайф»
Алексей Чесноченко трудится менеджером по работе с клиентами проекта, совсем недавно запустившего мобильное приложение «Омном». Это его первый стартап. До него Алексей работал в крупных компаниях, поэтому на вопрос о главном отличии стартапа ответил, что это открытость, когда каждый участник знает финансовые показатели и то, к чему стремится команда. «В больших компаниях руководство где-то далеко, в стартапах оно рядом, и с ним всегда можно договориться о форме оплаты, например. И всегда идут навстречу. Хочешь зарплату 4 раза в месяц — пожалуйста», — рассказывает Алексей.
Еще одно отличие — это размытый функционал работников. «У них нет узконаправленных функций, они не обременены должностными инструкциями», — объясняет Алексей. Он подчеркивает, что
работа в формате стартапа не имеет возрастных ограничений — стартапы открыты для любого возраста.
«Самое главное — это желание работать в проекте, «болеть» им и получать от всего этого кайф», — считает Алексей. По его словам, трудно будет тем, кто не привык брать ответственность на себя, для кого рабочий день с девяти до шести, и кто не готов выходить за рамки своих обязанностей.
«Большие компании любят видеть своего сотрудника в офисе, и работу из дома, как правило, не приветствуют. В стартапах ты вольная птица, ты можешь находиться хоть на другом конце света, главное — выполнять поставленные задачи и не срывать сроки», — так объясняет степень свободы, присущую молодым компаниям, Алексей.
По его мнению, стартап — это всегда риск, поэтому воспитывает в людях лидерские качества. Он учит человека ждать, надеяться, верить в свое дело и добиваться поставленных целей. «Конечно, неизбежны и ошибки, но как бы ни было больно получать шишки, в итоге вряд ли кто-то жалеет об этом опыте», — уверен Алексей.