
Поделиться
Бюджетники в Новосибирске зарабатывают больше, чем те, кто трудится в коммерческих организациях. Об этом в пресс-центре НГС.НОВОСТИ заявила Ольга Молчанова, министр экономического развития Новосибирской области на онлайн-встрече с читателями сайта 29 октября. Кроме того, она рассказала, на что пойдут 3,5 млрд руб., которые региональные власти забрали у мэрии города, какая часть из них вернется в Новосибирск, чем плохо то, что в области упало потребление пива, и почему малый бизнес в НСО не нуждается в дополнительной поддержке.
Справка: Молчанова Ольга Витальевна — родилась в 1958 году в Новосибирске. В 1981-м окончила экономический факультет Новосибирского инженерно-строительного института (ныне НГАСУ), затем — аспирантуру Московского института народного хозяйства (ныне РЭУ им. Плеханова). В 1997 году назначена главой департамента экономики и финансов мэрии Новосибирска, занимала должность вице-мэра. В 2012–2014-м — и.о. ректора НГУЭУ. В настоящее время — министр экономического развития НСО.
Решение о перераспределении налоговых отчислений из Новосибирска в область вызвало очень много вопросов у жителей Новосибирска. Насколько это необходимо и куда пойдут эти деньги?
Начать нужно с того, что распределение полномочий между органами власти регулируется федеральным законодательством. В последнее время федеральной властью было принято несколько очень серьезных решений, которые передают ряд полномочий муниципальных властей региональным. Это касается здравоохранения и выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений. Раньше эти статьи финансировались из местных бюджетов, теперь — из региональных. Зарплата бюджетников, например, с 2012 года очень сильно выросла.
То есть бюджетники сегодня получают больше, чем те, кто работает в коммерческих структурах?
В Новосибирской области — да. Это делалось для того, чтобы выполнить указы президента. НСО — один из пятерки регионов, которые их выполнили и даже перевыполнили по ряду позиций. А всего регионов у нас до присоединения Крыма и Севастополя было 83. То есть у нас заработная плата в бюджетной сфере росла быстрее, чем предусмотрено указами президента. В образовании — на 7 %, в здравоохранении — более чем на 10 %. Это всё — расходы областного бюджета, и очень большие расходы.
Здравоохранение передали областным властям два года назад, зарплаты бюджетников — тоже. Почему раньше не перераспределяли муниципальные деньги?
Изменение в Бюджетный кодекс было внесено в прошлом году и тогда только у регионов появилась возможность перераспределить полномочия не только в части расходов, но и доходов. На эти деньги область, в частности, делает отчисления в ФОМС — за неработающих граждан. За работающих платят работодатели, за неработающих — детей, студентов, пенсионеров, безработных — платит областной бюджет. В 2015 году мы увеличиваем эти отчисления с 9 млрд до 12 млрд руб. для того, чтобы увеличить сумму госгарантий для каждого жителя Новосибирской области. В течение длительного времени она у нас была ниже, чем было рекомендовано федеральным ФОМС.
В 2015 году мы этот недостаток восполняем — это как раз те самые 3 млрд руб. Эти средства пойдут в том числе на закупку оборудования, медикаментов, ремонтные работы. Для населения это благо.
Жители города почувствуют, что это благо? Что-то улучшится в новосибирской медицине — поликлиники отремонтируют, оборудование новое закупят?
Безусловно. 3 млрд — это сумма, на которую увеличилось финансирование для всей области. А Новосибирск — это 53 % жителей НСО. Запланировано, в частности, 200 млн на ремонт помещений здравоохранения. Это мало, нужно больше, но невозможно все сделать в один год. Будет продолжена модернизация оборудования. Не заложено в бюджете, но мы обсуждаем сейчас, как привлечь заемные деньги на строительство двух поликлиник в новых микрорайонах Новосибирска.
В каких районах планируется построить новые поликлиники?
Я думаю, это будут Ленинский и Октябрьский районы, где построены целые массивы, а поликлиники остались старые, маленькие.
Что еще получит город?
Практически все программы, которые реализуются в Новосибирске, софинансировались из областного бюджета. Это программы строительства детских садов, сноса ветхого и аварийного жилья, ремонта дорог, внутриквартального благоустройства. То есть Новосибирск всегда был в центре внимания Новосибирской области, и бюджетная обеспеченность Новосибирска намного выше, чем любого района области.
То есть мы можем с уверенностью сказать, что жители города не почувствуют ухудшения качества жизни из-за того, что деньги ушли в область?
Могут почувствовать — мэрия сейчас верстает бюджет, и на эти 3,5 млрд — а это существенная часть доходов — могут уменьшить финансирование капитальных вложений. Но когда речь идет о выборе между выплатой зарплат бюджетникам и капитальными вложениями, то, на мой взгляд, выплаты зарплат бюджетникам перевешивают строительство.
А на что денег не хватит?
У мэрии есть 3-летний план социально-экономического развития. В нем есть перечень объектов, которые планировалось построить в 2015–2017 годах. Я думаю, что часть этих объектов не будет финансироваться в том объеме, в котором предполагалось.
Там были программы по строительству жилья, школы для слабослышащих. Сейчас в областном бюджете средства на это не предусмотрены. Но мы надеемся получить дополнительные средства из федерального бюджета. И на эти объекты и на софинансирование строительства детских садов нужен еще 1 млрд 55 млн. Это 14 детских садов, в том числе 8 — в Новосибирске. В течение 2 месяцев выяснится, получим ли мы эти деньги.
Это заем?
Нет, это субсидия.
Внутренний долг Новосибирской области растет и, по прогнозам министра финансов НСО, в 2015 году дойдет до критической отметки — 50 % от собственных доходов. Может ли область не увеличивать свои кредитные обязательства?
Простой понятный пример. Наши доходы — 100 млрд, расходы — 111 млрд. Вот эти 11 млрд — это тот самый дефицит, который мы покрываем за счет заимствований. Если мы не хотим платить эти деньги банкам, то мы с вами должны понять, какие расходы мы сокращаем. И не нужно забывать, что даже если бы мы сделали бюджет бездефицитным в этом году, прошлые займы все равно нужно обслуживать.
Сколько область потратит на это денег?
Около 3 млрд в этом году. За деньги приходится платить. В прошлом году ставка была 7 %, в этом году — уже 12 %.
А есть ли шанс у Новосибирской области не сокращать расходы, а увеличить доходы? Например, за счет новых региональных налогов, как недавно предложило Правительство РФ?
В бюджет на 2015 год это не заложено.
За счет чего сократились поступления в бюджет области?
В течение длительного времени очень большую долю в формировании доходной части бюджета занимали налог на прибыль и акцизы на алкоголь и нефтепродукты. Они в 2010–2012 годах росли очень быстро. А в 2013–2014 годах они же растут очень медленно или даже сокращаются.
Почему это происходит?
По алкоголю было принято решение о запрете рекламы и ограничении продажи пива. К тому же сильно повысились акцизы, а значит — выросла цена. В результате потребление снизилось, производство сократилось, акцизы не платятся. Продажи сократились на 15–20 %, это серьезное падение.
В 2013 году НСО впервые за последние годы не выполнила план по доходам. До этого, в 2011–2012 годах, мы его перевыполняли. В 2013 году бюджет недополучил 13 млрд, в 2014-м — еще 9 млрд.
На нефть и нефтепродукты тоже были повышены акцизные ставки. С другой стороны, эти акцизы были дифференцированы: высокие — на низкооктановые бензины и очень низкие — на высокооктановые, и все производители начали производить последние, и наши суммарные поступления резко сократились. И это касается не только нас, это касается всех регионов. Кроме того, в Новосибирской области ежегодно и существенно растут налоговые вычеты — быстрее всего в Сибирском регионе. То есть когда человек покупает жилье, оплачивает учебу или лечение — он имеет право на возврат части уплаченного им НДФЛ, — мы недополучаем доходы. Также сократились поступления от налогов на прибыль.
Ситуация в экономике ухудшилась, доходы существенно уменьшились. Раньше у нас хорошими плательщиками налога на прибыль были банки, а в 2013–2014 году мы уже от них практически не получаем прибыль. Это очень серьезная для нас ситуация.
В 2014 году в НСО идет спад промышленного производства, и темпы его выше, чем в целом по России. За счет каких отраслей это происходит? Что у нас в промышленности страдает больше всего?
Производство электроэнергии, газа и воды. Это тоже относится к промышленности. Очень серьезно снижаются объемы производства. Это происходит, во-первых, из-за установки счетчиков. Во-вторых — из-за внедрения на промышленных предприятиях систем оборотного водоснабжения, энергосберегающих технологий. С одной стороны — это позитивный процесс, с другой — говорит о падении объемов производства в целом.
Вообще в 2015 году темпы роста доходов и расходов будут крайне низкими, так же как и темпы роста экономики, и нам нужно искать сферы деятельности, которые смогут компенсировать наши традиционные источники доходов. Но даже если мы находим каких-то серьезных инвесторов — нет проектов, которые могут обеспечить отдачу в течение года и даже двух. Любой проект требует времени на реализацию, пуск производства и выход на проектную мощность.
Но вот смотрите: пришел в НСО серьезный инвестор, концерн Henkel, начал строить завод сухих смесей — отличный инвестор, казалось бы. Но они не смогли вовремя запуститься из-за проблем с подключением к электросетям, например. Это сказывается на инвестиционной привлекательности региона не лучшим образом?
Конечно.
Вы как министр экономического развития планируете с этим бороться?
Конкретно сейчас мы готовим распорядительный акт, в котором предусмотрено 54 критерия оценки инвестиционной привлекательности региона. И за каждым показателем записано министерство-куратор, который за него отвечает, или федеральные органы власти — их там очень много. Мы для себя сейчас формируем целевые параметры, на которые мы должны выйти в течение максимум 3 лет, чтобы достичь лучших практик, которые есть сейчас в РФ.
Ива Аврорина
Фото Анны Золотовой