В Новосибирске развивается новая сеть продуктов «Сетка в клетку», торгующая местными и алтайскими продуктами. Эти магазины ждут покупателей в халате и тапочках из ближайших домов. Повара оценили вкус местной продукции — обнаружив молоко из-под коровы и безвкусный сыр. Эксперты по ритейлу рассказали, чтó чаще всего покупают новосибирцы в магазинах у дома. Подробности читайте в материале НГС.НОВОСТИ.
В Новосибирске открылась новая сеть продуктовых магазинов «Сетка в клетку». Все магазины расположены на первых этажах жилых домов и работают с 8 до 22 часов, большинство — в жилмассивах. С мая работают уже четыре: на Некрасова, 63, Выставочной, 12, Курчатова, 11 и Вилюйской, 13. В ближайшее время компания «Проспект», которая развивает сеть, собирается открыть еще два магазина — на ул. Выборной и ул. Костычева. Дальнейшие планы развития компания предпочитает не раскрывать, ссылаясь на то, что розничная торговля продуктами — новое для нее направление. «Немного сложно бороться с компаниями, которые уже давно на рынке розничной торговли. Поэтому цены могут быть повыше, чем в остальных магазинах», — признает Игорь Худяков, директор компании «Проспект».
По наблюдениям Павла Крекнина, работавшего директором продовольственных магазинов в Новосибирском районе, активный рост формата «магазинов у дома» начался с 2000-х и закончился в 2008-м, когда в город стали приходить федеральные сети.
«Там сардельки из мяса, а не из непонятно чего. Они даже на вкус сильно отличаются. Натуральные йогурты маслянинские… Продукт, который в сетях не представлен», — обобщил представитель «Проспекта».
Корреспонденты НГС.НОВОСТИ посетили два продуктовых магазина новой марки. В пятницу вечером мы зашли в «Сетку» на Некрасова. Аккуратный магазинчик размером буквально с комнату предлагает покупателям брать продукты самостоятельно. На выбор предлагаются пара сортов молочных продуктов, хлеб, крупы и стойка с разливным пивом. Овощи и фрукты лежат возле кассы, их взвешивает сам кассир. Вежливая, немного скучающая продавщица спросила, нужен ли маленький пакет: «Берите, бесплатный».
В магазине на Выставочной все продукты лежат на полках за прилавком. Половина магазина отведена напиткам — в основном пиву и закускам. В холодильнике лежат три вида сыра алтайской фирмы «Брюкке» за 390 руб./кг: «Покровский», «Российский молодой» и «Витязь». Рядом — куски сыра с ценниками «Маасдам» (550 руб./кг) и «Тильзер» (419 руб./кг). «Все вкусные», — отрезает продавщица, показывая, что не настроена на долгую беседу. На полках с молоком соседствуют новосибирские, алтайские и федеральные бренды. Нижние полки отданы «Домику в деревне» (56 руб. за бутылку молока 2,5 %). На верхних — продукция «Алтайской буренки» и «Ордынского молока». В морозильнике лежат несколько видов искитимского мороженого «Гроспирон». Хлеб спрятался на полке где-то за кассой, поэтому его рассмотреть сложнее всего. Но темное помещение и настроение продавца не вызывают такого желания.
На пробу корреспондент НГС.НОВОСТИ взяла бутылку молока «Алтайской буренки» (850 г за 51 руб.) и пол-литра кефира (1%-ный за 26 руб.). Последний оказывается легким и практически не кислым. Йогурт «Брюкке» (47 руб.) настолько плотный, что остается на стенках бутылки. Почти все продукты были отменно свежими. «Инской хлеб», судя по этикетке, выпечен в день покупки. Только сыр «Российский молодой» отпраздновал первый месяц жизни. Он пах чем-то нежным и молочным, но показался совершенно безвкусным.
Продукты местных и алтайских марок, на которые сделала ставку новая сеть, вызывают у профессионалов противоречивые ощущения. Учредитель консалтинговой и кейтеринговой компании VF-food француз Франсуа Фурнье похвалил антрекот, сделанный из алтайской говядины, и барнаульскую утку. «Мы думали, такое мясо привезено из Аргентины», — вспоминает г-н Фурнье о вкусе говядины. Молоко «Зеленый луг» нравится ему за «вкус коровы» — в отличие от тетрапаковского привкуса «Простоквашино». А вот сыр для дегустационного меню приходится делать самостоятельно.
«[Местные сыры] часто пресноваты. Или если сравнить с бри — это вообще далеко не то. Текстура ничего особого и вкус ничего особого», — поясняет Франсуа Фурнье.
Бывший повар паба «Шемрок» и ресторана «Ля Мезон» Сергей Андриенко говорит, что местные овощи и фрукты проигрывают импортным по внешнему виду. «Но чувствуется вкус натурального продукта, — хвалит он местный продукт. — Та же самая голландская клубника на вид шикарная, хранится долго в холодильнике, а на вкус она безвкусная, хрустит как картоха сырая». Местные кондитерские изделия не выделяются на общем фоне. «Наши стали удешевлять продукцию, потому что натуральное стоит дороже. Сейчас везде пихают химию», — сетует г-н Андриенко.
Павел Крекнин говорит, что из молочной продукции лучше всего расходились «Простоквашино» и «Веселый молочник». Поставщики привозили их чаще и больше, чем, к примеру, продукцию местного племзавода «Ирмень», хотя он также хорошо продавался, заметил Павел Крекнин. Покупатели предпочитают молочные продукты местного производства, поскольку считают их более натуральными — например, «Ирмень» и «Зеленый луг», возражает Алексей Абрамов, финансовый директор «Универсама» на ул. Ленина. Однако они быстро портятся, а не все готовы выпивать молоко за три дня — поэтому федеральные молочные бренды тоже находят своего потребителя.
Совладелец ресторана Red House Сергей Лунев похвалил черепановскую и алтайскую говядину. Достаточно качественными ему показались алтайские сыры — особенно «Советский» и «Швейцарский».
Однако ресторатор сожалеет, что Новосибирская область не может предоставить свежих фруктов и запаздывает с первым урожаем картошки: «Пока ни НСО, ни Алтайский край не могут похвалиться тем, что в июне месяце будет своя картошка. До нового урожая мы вынуждены питаться Китаем, Египтом и Марокко». Михаил Хмелинин, руководитель барнаульской кулинарной школы «Студия вкуса», сетует на то, что стоящий на Оби город не обеспечивает жителей свежей рыбой. Он предлагает разводить форель и озерного карпа, чтобы заменить норвежского лосося. Также НСО и Алтайскому краю не хватает опыта и ресурсов для производства качественной колбасы, заключает эксперт.
Мария Каргаполова
Фото Ольги Бурлаковой (1), автора (2)