2 декабря четверг
СЕЙЧАС -4°С

«Они считают, что никому ничего не должны»

Кадровики упрекают «поколение Y» в неадекватных запросах и эгоизме, но признают, что молодежь «лучше умеет думать»

Поделиться

Поделиться

Найми меня, если сможешь

Теория поколений тех, кто родился после 1985 года, называет «поколением Y» («игрек»). Они выросли уже после развала советского строя и отличаются от своих родителей и старших товарищей, рожденных в СССР, как серп и молот — от двуглавого орла. Воспитанные телевидением и интернетом, а не пионерией и комсомолом, они часто вызывают недоумение у специалистов по кадрам и недовольство у работодателей.

Директор и ведущий бизнес-тренер учебно-консалтингового центра «Сангория» Сергей Копылов уверен, что недовольство молодыми кандидатами со стороны работодателей и кадровиков имеет под собой объективные причины. «Молодежь сейчас гораздо менее обязательная, чем поколение, рожденное в СССР. Например, если они опаздывают на собеседование или не приходят вообще, то не считают нужным позвонить и предупредить об этом», — поясняет Сергей Копылов. «Большинство из них, кстати, после этого не отвечает на телефонные звонки. Ну не любят они дискомфорт и негатив в любом виде», — добавляет директор кадрового агентства «Имикор-Сибирь» Татьяна Омская.

Если же кандидат пришел на собеседование вовремя и его взяли на работу, то с этого момента начинается противостояние того, что он о себе думает и что реально видит работодатель.

«А видит он (работодатель. — Л.С.) неадекватно высокие требования и амбиции молодого человека, не основанные на его реальном опыте. Запросы высоки, а отдача ничтожная», — подчеркнул Сергей Копылов и объяснил, что проблема растет из того, что поколение воспитано на ценностях потребительства. Они вообще не готовы отдавать, а выражение «от каждого по способностям, каждому по труду» в большинстве своем не слышали. Понятие о трудовой дисциплине им тоже мало знакомо. «Даже если он все-таки вышел на работу, сразу расслабляться тоже не стоит. Он может не выйти на другой день. Ему не понравилось, там как-то не так или тяжело было добираться до места. Или просто переосмыслил, или вдруг понял, что там невозможно зарабатывать столько, сколько он хочет. Вариантов много», — поясняет Татьяна Омская.

Начальник отдела кадров завода «Сиблитмаш» Галина Аристархова отметила, что среди молодых кандидатов, приходящих к ней на собеседование, очень мало тех, кто хочет работать. «Они считают, что никому ничего не должны. И это не вина их, это беда их», — сетует кадровик. Чтобы как-то сфокусировать соискателя, Галина Аристархова рекомендует ему сесть и расписать, чего он хочет и что для этого он должен сделать. Иногда это помогает.

На завод, к станку!

Одной из возможных причин непонимания своего предназначения, легкомысленного и пофигистского, извините, отношения к жизни эксперты называют влияние на молодежь телевидения, интернета и кинематографа, в которых ничего не говорится о труде и производственной сфере. «В советских школах была хорошая традиция посещать различные предприятия, знакомить детей с производством. Так они узнавали, как работает столяр, токарь или вагоновожатый. Сейчас эта традиция отсутствует», — сожалеет Сергей Копылов.

Как отметила бизнес-тренер центра «Харизма» Ольга Кириенко, более всего молодые специалисты удивляют тем, результат им нужен прямо здесь и сейчас, без всяких отсрочек. Соответственно и зарплата им нужна сразу высокая и поездки на заграничные курорты. По словам Ольги, все эти установки идут из семьи. «Айпады» и «айфоны» им достались просто так, ни за что. Этот мир они меряют такими категориями и к работодателю приходят с такими мыслями. Смотришь на них и думаешь: «Господи, это что-то неадекватное». И сколько еще пройдет времени, прежде чем они разочаруются и как-то поменяют свои убеждения, — неизвестно», — рассуждает бизнес-тренер.

По словам Татьяны Омской, в резюме выпускников вузов без единого дня опыта фигурирует минимальный уровень зарплаты, который они рассматривают, как правило, не ниже 25 тыс. руб., чаще — 30 тыс. руб. и выше. «Мне приходилось спрашивать, из чего складывается эта цифра, чем она обоснована? Отвечают: снимаю квартиру, выплачиваю кредит за машину, за меньшие деньги работать нет смысла», — рассказывает рекрутер.

Грамотные коммуникаторы и стратеги

Не все, впрочем, настроены так скептически. Директор «Кадрового агентства «Люди Дела — Новосибирск» Елена Паршикова считает, что в каждом поколении есть особенности, которые отличают их друг от друга: мотивация, личностные качества, соответствующие времени, более востребованные и профессиональные компетенции.

«Будет неправдой сказать, что абсолютно все представители молодого поколения неадекватны, необязательны и инфантильны. Мне встречались потрясающие звезды, которые в 23–26 лет, работая с 16 лет, сделали успешную, реальную карьеру, сами заработали себе на квартиру и прочие материальные блага. И точно так же встречались вялые 40-летние постаревшие дети, не способные брать на себя никакой ответственности», — вспоминает Татьяна Омская.

По словам Елены Паршиковой, если говорить о том, что у молодого поколения превалирует материальная мотивация и часто встречаются необоснованные амбиции, завышенные притязания, при низком профессиональном уровне, то это явление определяет социум. Ведь «герой нашего времени» — тот, кто и является примером для подражания, — это человек богатый, не обремененный духовными ценностями, не избирательный в средствах достижения своих целей. «Однако людям свойственно муссировать негативные проявления», — подчеркивает рекрутер и предлагает посмотреть на положительный образ молодого поколения. Это человек со здоровыми амбициями, он стремится хорошо зарабатывать, имеет правильные ценности — семья, здоровый образ жизни, личностное развитие, позитивное восприятие жизни в целом, — перечисляет Елена.

Если говорить о профессиональных компетенциях, то среди молодых специалистов чаще встречаются стратеги, грамотные коммуникаторы, люди с более структурированным, системным мышлением, самостоятельной позицией. Елена Паршикова считает, что приход молодого поколения на рынок труда положительно отразится на экономике в целом. «Потому что как в сказке — положительный персонаж всегда побеждает и приносит много пользы и радости, а в обществе на смену материальным приходят нравственные ценности», — уверена она.

Лариса Сокольникова
Фото thinkstockphotos.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку