
Поделиться
Если вы проработали 5 или 10 лет на одном месте и вам за это время не повысили зарплату, то у вас непременно наступит момент, когда вы задумаетесь о том, стоит ли и далее быть настолько лояльным к руководству. Специалисты по кадрам рассказали, как работодатели оценивают стоимость специалиста, от чего она зависит, а также как не ошибиться с собственной самооценкой на рынке, преодолеть стеснение и правильно заполнить графу вашего резюме «ожидаемая зарплата».
«Средняя температура по больнице»
Математической формулы расчета зарплаты, как правило, не существует, говорят рекрутеры. Есть понятие «средняя зарплата по рынку», и все компании стараются отталкиваться от нее. Но, так или иначе, у каждого работодателя свой коэффициент прибавления-убавления от этой суммы. «Он зависит от специфики компании, сложности задач, которые стоят перед специалистом, дополнительными социальными гарантиями, которые предоставляются либо нет в компании», — объясняет руководитель отдела кадрового агентства Kelly Services Екатерина Матюхина.
По словам директора Кадрового агентства «ИМИКОР-Сибирь» Татьяны Омской, рыночная стоимость специалиста — это среднее арифметическое между его финансовыми ожиданиями (зарплатными амбициями) и точкой зрения работодателя на этот счет. «Обычно эта цифра прямо пропорциональна профессиональной репутации специалиста и его навыкам самопрезентации, т.е. умению дорого себя продать», — уверена Татьяна Омская.
Если в какой-то момент вы задались вопросом «Сколько я стою как специалист», то для начала можно ознакомиться со статистикой зарплат. Например, согласно данным портала НГС.РАБОТА, средняя зарплата по предлагаемым вакансиям «программист-разработчик» составляет 50 тыс. руб. Средний заработок регионального представителя — 46 тыс. руб., бухгалтера — 25 тыс. руб., сантехника — 30 тыс. руб. Эти цифры помогут сориентироваться, насколько ваша зарплата соответствует рыночным предложениям. Однако тематические ресурсы способны определить среднюю зарплату специалиста по региону, а она сродни «средней температуре по больнице», и опираться только на эти данные не совсем полезно. Ведь в разных компаниях на одной и той же должности может быть совершенно разная нагрузка. Кроме среднерыночных показателей следует еще делать поправку на отраслевые особенности. Так, в производственной сфере с долгим циклом обращения зарплата у персонала обычно ниже, чем в фирмах с коротким сроком оборачиваемости активов. Еще в одной и той же отрасли есть предприятия-передовики и предприятия-без-пяти-минут-банкроты. Уровень зарплат и регулярность их выплаты на них будут сильно отличаться.
Затем можно поспрашивать друзей и знакомых, работающих на аналогичных должностях, а также поинтересоваться у коллег в профессиональных группах в социальных сетях. Так станет окончательно ясно, насколько ваш зарплатный аппетит соответствует тому, что может предложить вам работодатель и рынок вообще.
Злые вы, уйду я от вас
Со слов специалистов по кадрам, первый способ повышения собственной рыночной стоимости — это смена компании. Целесообразным переход сотрудника на другое предприятие считается, если увеличить желаемый доход не менее чем на 15 %. Но современный рынок мало подчиняется этому закону — встречаются кандидаты, которые увеличивают свою зарплату и на 50–70 %. «Если же говорить о компании, которая приглашает на работу того или иного специалиста, то все зависит от некоторых факторов — если это редкий специалист, то ему могут предложить и на 30 % больше. Если же это компания с громким именем, масштабным проектом и хорошим соцпакетом, то могут предложить и на 5–10 % меньше», — сообщает госпожа Матюхина.
Директор кадрового агентства Татьяна Омская рассказала, как один из их кандидатов 15 лет работал в компании, последние несколько лет в должности директора магазина. В компании он вырос и был чрезвычайно лоялен своему работодателю, несмотря на очень невысокий уровень зарплаты. Рыночную ситуацию по зарплатам он знал, но лояльность и преданность собственнику перевешивали. До того момента, пока он не узнал, на какую зарплату был принят его коллега в другой магазин этой сети. А зарплата превышала его собственную в 2 раза. Он ушел с работы в ту же минуту, даже не забрав свою трудовую книжку. А его следующая зарплата (в другой компании) и была в 2 раза выше.
Помимо увольнения и перехода в другую компанию существует и другой путь повышения зарплаты. Более человечный, что ли. Но это во многом задача работодателя. Он может привлекать и мотивировать персонал гарантией карьерного роста. Например, зарплаты сотрудников на ресепшн компании «Данон» невелики, хотя они в совершенстве знают по два языка. Зато, поработав на этом месте, они через какое-то время уходят на повышение в другие отделы, где их доход вырастает в разы. Карьерный рост в таком случае имеет большую ценность, и в обмен на такую возможность молодые сотрудники готовы смириться с относительно низкой стартовой зарплатой. Но, с другой стороны, для многих деньги интереснее карьерных перспектив. Они вправе выбирать: идти на большие деньги в миниатюрную фирму или на меньшую поначалу зарплату, но в известную компанию.
В расчете на контрпредложение
Установки, как то «как можно больше работать и тебя обязательно оценят», срабатывают очень редко, так же как получение дополнительного образования за свой счет (MBA и пр.), подчеркивает Татьяна Омская. Последний факт повысит вашу капитализацию при дальнейшем трудоустройстве, но на текущем месте работы это случается крайне редко. Самый действенный способ, как это ни обидно, найти себе новую работу и сообщить руководителю, что вы увольняетесь. Вот тогда, если вас в компании ценили, последует контроффер (от англ. counteroffer — контрпредложение). Это встречное предложение работнику, заявившему о своем уходе из компании, которое может выражаться в продвижении по службе, увеличении оклада или другом изменении условий труда в лучшую сторону.
«И хотя ситуация, когда сотрудник получает контрпредложение, стала довольно частым явлением, я не стала бы на месте амбициозных молодых людей, которые считают, что руководство их недооценивает, делать это инструментом для повышения своей стоимости в компании», — поясняет госпожа Омская. Во-первых, вы можете оказаться не настолько ценным сотрудником. Во-вторых, даже если это повышение последует, часто компания, усомнившись в лояльности сотрудника, использует контроффер как тайм-аут для того, чтобы найти на его место другого специалиста. Но бывает и так, что руководитель начинает искать нового специалиста и очень удивляется, что запросы кандидатов за эти годы выросли в разы. Сотрудник просил повысить ему зарплату на 30 %, а нового он будет искать на принципиально другие деньги. Именно поэтому крайне важно и для работодателя «быть в рынке», понимать ситуацию по зарплатам своих специалистов и обновлять эту информацию с определенной периодичностью.
Зацени!
Увеличить рыночную стоимость специалиста поможет грамотно составленное резюме, особо подчеркивают рекрутеры. Важно и правильное прохождение интервью — поведение, ответы на вопросы кадровика, собственные вопросы. Также важно изучить информацию о компании, чтобы показать, что вы мотивированы именно на нее, и объяснить, почему. «Если вакансия предполагает специфические навыки, то безусловным плюсом будет дополнительное образование по указанным направлениям. Знание английского языка на современном рынке в большинстве случаев также дает преимущество», — дополняет Екатерина Матюхина.
Еще нужно научиться отбрасывать стеснения и честно писать в графе «ожидаемая заработная плата» вашего резюме ту сумму, в которую вы себя оцениваете. Ведь работодатели хотят знать, о какой зарплате мечтает соискатель, и просят указать уровень желаний на этапе тестирования. Если кандидат четко представляет себе уровень зарплаты — это только плюс к его профессиональной репутации. Один из кадровиков вспоминает, как в разгар кризиса 1998 года один соискатель на собеседовании запросил довольно высокую зарплату. Ему ответили, что рынок таких денег не дает. Но молодой человек сказал: «Мне надо» — и через полгода нашел именно то, что искал. В общем, если вы готовы работать за 8 копеек, значит, ваша работа стоит 8 копеек. Согласны работать за рубль — значит рубль. Других вариантов не много.