19 января среда
СЕЙЧАС -12°С

Сбербанк приносит извинения

Его клиенты пострадали от крупнейшего сбоя в обслуживании кредитных карт, эксперты указывают на растущую зависимость населения от банков

Поделиться

Поделиться

В пятницу в связи с техническим сбоем пластиковые карты, выпущенные Сбербанком, не обслуживались в новосибирских банкоматах и рознице. Заявление об аварии на сервере появилось на сайте Сбербанка на удивление быстро. «В связи с техническим сбоем не осуществляется обслуживание карт Сбербанка, — говорилось в нем. — ИТ-служба Сбербанка предпринимает все возможные меры для скорейшего устранения возникшей проблемы. Сбербанк приносит извинения своим клиентам за доставленные неудобства».

Из-за технического сбоя стало невозможно снять наличные деньги в любых банкоматах, а также оплатить покупки в розничных магазинах и предприятиях общественного питания. При попытке снять деньги в банкомате система сообщала: «Обслуживание невозможно! Спасибо!». При оплате по безналичному расчету терминалы кафе, баров и ресторанов печатали на чеке «Ошибка коммуникации».

заявил в субботу, 7 июля, сотрудник управления общественных связей Сбербанка России Александр Базиян. — Перевод системы на резервный комплекс не дал ожидаемых результатов. В связи с этим было принято решение о начале процедуры восстановления базы данных». По его словам, из-за большого объема данных эта процедура занимает продолжительное время, однако гарантирует восстановление абсолютно всех клиентских данных и транзакций. В компании Oracle запрос НГС.НОВОСТИ оставили без ответа.

Опрошенные нами представители торговых сетей Новосибирска почувствовали на себе пятничный сбой Сбербанка. Они подтвердили, что новосибирцы бросали тележки с покупками у кассы, когда слышали о том, что картами платить нельзя. «Перебои начались около 17:00, в некоторых магазинах на ул. Большевистская, Петухова и Энергетиков возникали проблемы при расчете покупок по картам Сбербанка, — подтверждает менеджер по связям с общественностью «Ленты» Яна Могилева. — В выходные мы делали объявления: предупреждали клиентов о возможных сбоях».

В пресс-службе Сибирского банка Сбербанка России также не стали отвечать на наш запрос о том, скольких новосибирцев коснулась проблема, как новосибирцы используют карты, какое количество покупок совершают, а также о том, как можно было получить свои деньги во время сбоя. В пресс-службе Сибирского банка уточнили, что на 1 июля в Новосибирской области действовало более 1 100 000 международных карт Сбербанка.

Поделиться

По данным ЦБ, в нашем регионе эмитировано 5 млн действующих карт — почти по 2 карты на каждого жителя области, включая младенцев и стариков.

«Надежность биллинговых систем измеряется степенью доступности сервисов, — объясняет директор филиала ЗАО «Энвижн Груп» Павел Каминский. — Сегодня существуют решения со степенью доступности «6 девяток после запятой». Но абсолютно отказоустойчивых решений в ИТ не существует.

Неправильная настройка, ошибки в коде платформы вычислительного комплекса, выход из строя аппаратной платформы, чрезмерная нагруженность системы — любая из этих причин может привести к нарушению ее работы».

«Поддерживать стопроцентно безотказное функционирование масштабных online-сервисов крайне сложно, и это вам подтвердит любой крупный провайдер услуг, — рассуждает председатель правления ЦФТ Андрей Висящев. — Самое важное в таких случаях — быстро определять и устранять проблему. У Сбербанка высокий уровень техподдержки, и, уверен, все вендоры были оперативно включены в решение устранения возможных причин и последствий ситуации».

Конкуренты Сбербанка — ВТБ24 (около 500 тыс. карт) и Альфа-Банк (300 тыс. карт) — признают, что ни один банк не защищен от программно-аппаратных сбоев. При этом оба банка утверждают, что таких масштабных проблем у их клиентов не было никогда.

«Возможны перерывы в обслуживании, в период доработок технических систем, но такие технические перерывы измеряются минутами», — говорит директор по розничному бизнесу филиала Альфа-Банка «Новосибирский» Марина Кокоулина.

В пресс-службе «Ашана» сообщили, что картами расплачиваются порядка 11 % клиентов супермаркетов, а в «Ленте» рассказали, что только за последний год число безналичных операций в сети увеличилось на 54 %, а с 2006 года количество покупок по карте возросло с 10 до 600 в день.

В сети ресторанов Дениса Иванова количество операций по картам варьируется от 10 % в кофейнях «Чашка кофе» до 60 % в более дорогих заведениях.

Количество клиентов, которые платят за еду картой, здесь тоже постоянно растет. Эту тенденцию подтверждают и банкиры. В Альфа-Банке за год число транзакций по картам увеличилось в 1,5 раза, а ежемесячный безналичный оборот составляет более 300 млн руб.

Доктор экономических наук Александр Басс согласен, что масштабы проблемы, с которой столкнулись клиенты Сбербанка, демонстрируют зависимость новосибирцев от пластиковых карт. «Зависимость от карт объективна, — говорит эксперт. — Это глобальный процесс, и он в первую очередь выгоден государству, потому что не нужно печатать, чеканить деньги, тратиться на их хранение и транспортировку. Со временем зависимость будет увеличиваться, но количество аварий, думаю, будет снижаться. Первые автомобили ломались чуть ли не каждый день. Сейчас машину можно первые пять лет вообще не ремонтировать. Здесь, думаю, все будет аналогично».

Кирилл Маковеев

Фото Стаса Соколова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter