11 мая завершился конкурс на право подготовить первые документы на строительство четвертого автомобильного моста в Новосибирске. Победила компания из Омска. Ей предстоит обосновать инвестиции мостового перехода, нескольких развязок на обоих берегах и линию скоростного трамвая. О стоимости моста пока ничего неизвестно. Строить его начнут не раньше 2015 года, и возможно, за проезд по нему придется платить.
Четвертый мост станет продолжением Ипподромской магистрали. Он начнется на Южной площади (от ул. Большевистской и Фабричной) на правом берегу, пройдет между памятником первому «Новониколаевскому» мосту и железнодорожным мостом и выйдет на левый берег. Там автомобильная магистраль должна пересечь железную дорогу и выйти на площадь Энергетиков. Будут построены развязки на площади Труда, на пересечении ул. Ватутина и Широкой и еще одна на ул. Станиславского, Станционной и проезда Энергетиков. По новому мосту пустят скоростной трамвай. Въезд на мост с Каменской магистрали станет 3-м «этажом» строящейся сейчас развязки на Южной площади. Ее переделывать не придется.
В аукционе на право подготовить обоснование инвестиций четвертого моста участвовали 4 компании. Новосибирск представляло ОАО Проектный институт «Новосибгражданпроект». Были 2 компании из Санкт-Петербурга: ООО «Трансмост» и ЗАО «Институт «Стройпроект».
Победителем же конкурса 11 мая была признана омская компания ООО НПО «Мостовик».
Цель разработки обоснования инвестиций — принятие решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности вложений. В нем не будет подробных экономических расчетов. Договор между мэрией Новосибирска и НПО «Мостовик» еще не заключен, и компания от любых комментариев воздерживается.
Омское НПО «Мостовик» — компания полностью частная. 44,63 % в уставном капитале принадлежит гендиректору Олегу Шишову, остальное — еще 15 физическим лицам. Работает в компании 17 тыс. человек. Построили они более 800 объектов в России и за рубежом. Самыми известными из последних стали мост через Ишим в столице Казахстана Астане и транспортная развязка на Сколковском шоссе под Москвой.
Компания спроектировала и заканчивает строительство моста на остров Русский во Владивостоке и ледовой арены в Сочи.
Чистая прибыль компании в 2010 году, по данным системы «СПАРК», составила 597 млн руб.
Сложность проекта — увязать автомобильную магистраль и линию скоростного трамвая, которая в перспективе должна пройти от пересечения ул. Блюхера и Котовского, через четвертый мост и дойти до Сухого Лога.
«Конечно, основная сложность — это развязка на Южной площади и возможность совмещения трамвайных путей, скоростных и обычных, в районе ул. Зыряновской, где сейчас идет активная застройка. На Ипподромской магистрали охранные зоны под скоростной трамвай уже предусмотрены», — рассуждает автор проекта новосибирского скоростного трамвая, главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы» Михаил Никулин.
Валерий Арбатский, много лет работавший главным архитектором Новосибирска, признался, что был несколько удивлен выбором места для 4-го моста. Мост здесь предполагался еще в «советском» генплане города, но в нынешних условиях больше предпосылок было для строительства «южного» моста.
«Движение по плотине Новосибирской ГЭС сейчас затруднено из-за обилия машин, и, на мой взгляд, мост в районе Нижней Ельцовки дал бы новый толчок в развитии Новосибирска в южном направлении. Но и предложенное решение хорошее. На левом берегу в районе этого моста сложный рельеф и грунты, но засыпать водоем в районе Горского строителям не придется. Все можно будет решить с помощью эстакад и мостовых переходов», — считает главный архитектор СИАСК Валерий Арбатский.
Не так давно в городе рассматривался еще один проект. 13 октября 2011 года мэр Владимир Городецкий сказал: «Я убежден, что в будущем, максимум 2013 году, нам надо приступать к проектированию четвертого моста ниже по течению в Заельцовском районе».
Предполагалось совместить автомобильный мост с переходом через Обь Дзержинской ветки метро. Валерий Арбатский полагает, что для этого решения не пришло время. Главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы» Михаил Никулин поддерживает коллегу: «Этот крюк метро не имеет смысла. В этом районе на левом берегу не будет ничего строиться еще лет 20, и линия метро пройдет по пустым зонам», — рассказал ученый и поделился информацией, что новый мост с линией скоростного трамвая может стать платным.
Сделать мост платным можно, если привлечь частные инвестиции. По словам Михаила Никулина, вопрос этот у вице-мэра Андрея Ксензова обсуждался. Паритет платных-бесплатных маршрутов в этом случае соблюдается — Коммунальный и Димитровский мосты останутся бесплатными.
Для оплаты проезда по платному участку новой магистрали достаточно, по мнению Михаила Никулина, поставить один терминал, например, в районе площади Энергетиков. Платить можно будут при въезде или выезде с магистрали, но чтобы не задерживать транспорт, терминал должен иметь 20 пропускных «окон».
Эксперты уверены, что ждать начала строительства 4-го моста надо не раньше, чем закончится возведение третьего. Начальник муниципального управления дорожного строительства Юрий Алексеевский рассказал, что полностью готовы 28 из 30 опор третьего моста, в том числе пятая опора, стоящая в русле Оби. На пятую и шестую опору ляжет самый длинный мостовой пролет длиной 380 м. Закончить оставшиеся — шестую и седьмую — опоры строители планируют этим летом. Первые машины по мосту должны проехать в конце 2014 года.
Представить себе, как будет выглядеть четвертый мост, можно, взглянув на видео, которое подготовил Новосибирский строительный портал «Мир Кибер». У моста нет пока даже предварительного названия. Возможно, он будет «Ипподромским», «Горским», «Затонным» или даже «Александровским». Как раз в этом месте на правом берегу планируется установить памятник Александру III.
Сергей Стюард
Фото thinkstockphotos.com
Видео «Мир Кибер»