
Поделиться
В марте компания HeadHunter опросила новосибирских посетителей своего сайта: куда уходит рабочее время? Подавляющее большинство респондентов склонно считать, что работать им мешают коллеги и руководство. Так, 25 % опрошенных тратят время на доделывание чужой работы, 20 % отвлекаются на неожиданные распоряжения босса. 14 % полагают, что их рабочее время съедают совещания, еще 11 % заняты общением с коллегами. Только 8 % чувствуют, что в утечке времени виновато пользование интернетом в личных целях. Хотя опрос представляет только одну точку зрения (самих наемных работников), HR-специалисты крупных компаний и бизнес-тренеры склонны с ней согласиться: за низкую продуктивность организаторам труда уместнее винить самих себя.
64 % опрошенных службой исследований HeadHunter сообщили, что используют рабочий компьютер в личных целях 15–60 минут в день. Женщины в основном используют это время для общения в мессенджерах и просмотра личной почты, а мужчины — для ознакомления с новостями. Социальные сети отнимают около часа в день у 16 % респондентов. 60 % опрошенных считают: их производительность не изменится, если им заблокируют доступ к представляющим личный интерес ресурсам. 72 % опрошенных используют эти ресурсы, чтобы переключить внимание и отдохнуть; 10 % же сообщили, что убивают время за неимением дел на работе.
«Сотрудникам, которым для достижения хорошего результата нужны социальные сети, мессенджеры и прочие возможности интернет-общения, компания предоставляет эти ресурсы. А тем специалистам, кому, например, социальные сети для работы не нужны, — доступ к ним в рабочее время ограничен», — поясняет пресс-секретарь «2ГИС» Максим Бугаев, подчеркивая, что главным критерием остается результат.
«Мы не закрываем ничего, — говорит директор рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин. — На эту систему затрачивается больше усилий, чем в итоге окупится. К тому же реклама — та сфера, где нельзя закрываться от мира.
Даже если сотрудник зашел на порносайт — возможно, ему это зачем-то было нужно. Разве что если это будет делать бухгалтер… Тогда мы, пожалуй, задумаемся».
«Если сотрудник мотивирован, и у него много работы, и он понимает, как ее выполнять, он сам эффективно распределит свое время, — комментирует HR-директор макрорегиона «Сибирь» компании Tele2 Яна Мартьянова. — Нельзя сказать, что сотрудник не работает в тот момент, когда, например, проверяет личную почту. Известно, что, когда мозг сильно перегружен, он наиболее эффективно работает, если дать ему возможность переключиться и решить задачу в фоновом режиме». «При отсутствии мотивации и четких целей блокирование «ВКонтакте» не поможет», — поддерживает бизнес-тренер и коммерческий директор центра «Харизма» Наталья Шааб.
«Мы ежегодно ставим каждому сотруднику цели, которые «каскадируются» сверху, от целей подразделения, филиала, компании «Tele2 Россия» в целом, — описывает схему работы госпожа Мартьянова. — Стараемся, чтобы каждый наш сотрудник знал ключевые таргеты на этот год, и понимал, как именно его вклад будет отражаться на общем результате подразделения, компании в целом. В конце года мы подводим итоги работы филиала и каждого конкретного сотрудника. От этого зависит его премия и увеличение заработной платы.
Я не сторонник запретов и, например, повального закрытия доступа к ресурсам интернета. Отношения должны строиться на взаимном доверии. До тех пор, пока кто-то это доверие не сломает. Тогда, безусловно, в ход идут запретительные меры. И они часто бывают эффективными».
Яна Мартьянова называет причиной потерянного времени неверно выстроенные рабочие процессы и коммуникации между сотрудниками, конфликт целей разных подразделений. Анна Праско, начальник отдела подбора и развития персонала филиала «МТС-Сибирь», основной угрозой также считает неэффективный тайм-менеджмент — и поясняет, что в компании с этой проблемой справляются внутренними тренингами.
«Есть статистика, что сейчас в России каждые 4 человека из 5 лишние, а в сравнении с иностранными компаниями производительность в России ниже в 4–5 раз», —
объясняет потребность в перевоспитании работников Наталья Шааб.
«Для меня вовсе не досужий разговор, а очевидность, заметная и на примере нашего московского офиса: в Москве люди работают быстрее и эффективнее, — комментирует директор рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин. — Там и конкуренция выше, и оборот заказов больше. Поэтому, честно говоря, и квалификация в среднем оказывается выше. На уровне, конечно, не буквальном, а метафорическом, можно сказать, что у нас двое делают работу, которую в Москве делает один».
Елена Полякова
Фото thinkstockphotos.com